Валентина родилась в Киеве 18 апреля 1899 г. в обычной состоятельной мещанской семье Саниных. В 1917 г. она лишилась родителей и уехала в Харьков, чтобы поступить на актерские курсы. Поступила легко и почти сразу получила приглашение играть на сцене. Ярким талантом она не блистала, но у нее была выразительная внешность.
Девушка была стройной, с прекрасной фигурой. Из своих густых длинных волос золотисто-русого цвета она сооружала прически с замысловатым узлом. Изящно выгнутые брови и большие голубые глаза создавали образ настоящей красавицы. Такие девушки легко разбивают мужские сердца. Валентина разбила сердце знаменитому артисту, киноактеру, поэту и композитору, кумиру эстрады первой половины прошлого века, Александру Вертинскому.
Валя всегда была окружена поклонниками, со сцены регулярно уходила с охапками цветов. Только нравиться для Валентины было мало. Она старалась быть лучшей актрисой. Валентина отводила ежедневно несколько часов на репетиции. Но даже этого ей казалось недостаточно и она в любом обществе «играла какую-нибудь роль».
В это время Валентина Санина и познакомилась с легендарным певцом, который находился в Харькове на гастролях. Безусловно, Валентина была красивой девушкой, но и Вертинского окружало немало прелестниц. Санина решила выделиться на их фоне. На прием, который был дан в честь Вертинского, она пришла в очень закрытом черном платье и сразу приковала к себе все взгляды. И это среди дам, которые больше напоминали пестрых бабочек.
Открытые платья и обилие украшений стали контрастом одежде Валентины. У нее из украшений был лишь хрустальный крестик. Санина применила лучшую тактику обольщения, она была спокойной и не старалась привлечь внимание звезды.
Между ними вспыхнула искра, но разгоревшийся затем бурный роман, достаточно быстро сошел на нет. Об этом романе часто вспоминал Вертинский. Он написал в честь Валентины три романса, которые часто исполнял на своих концертах. Встретились они в Нью-Йорке, спустя 12 лет, когда в Америку с гастролями приехал Вертинский. По воспоминаниям Анастасии Вертинской: «Санина, будучи роковой женщиной, не умела любить. Она стала страницей в биографии и поэзии отца».
Санина не стала выдающейся актрисой, но известность получила. Полыхавшая гражданская война в России разделила страну и не только по классовому признаку. Не все дворяне уезжали, многие остались работать в государственных учреждениях, стали актерами, офицерами… Мещане тоже бежали за границу.
Санина была в их числе. Она перебралась в Севастополь, сумела приобрести за огромные деньги билет на корабль и уже предвкушала как с небольшим чемоданчиком в руке взойдет на борт. Но буквально за пару дней до прощального гудка парохода, приняла неожиданное для нее предложение руки и сердца от офицера Георгия Матвеевича Шлее.
Семейная пара на несколько месяцев задержалась в Константинополе, затем перебралась в Грецию. Девушка была покорена античностью и из самого дешевого материала нашила себе наряды в этом стиле. Далее путь лежал в Италию, где Валентина попыталась стать актрисой, итальянцы приняли ее хорошо, но карьера все-таки вверх не пошла. Тогда они с мужем решили переехать в Париж, который посчитали удачным трамплином для эмиграции в США. Билеты стоили баснословно дорого и, чтобы собрать нужную сумму, супруги экономики буквально на всем.
А Валентина пару сезонов плясала в кабаре. Здесь и произошла ее легендарная встреча со Львом Бакстом, который был дизайнером костюмов к дягилевским сезонам. Он был очарован ее платьем и просил всегда надевать именно такие, не следуя за «глупейшей современной модой».
А что было делать, если на модное короткое платье лишних денег в семье не было? Валентина надевала то, что сшила еще на родине. На улице её иногда останавливали парижанки, смущенно извинялись, а затем спрашивали у какой портнихи она заказывает платья. Слава терпеливо ожидала Валентину, однако не на сцене. Умная девушка очень скоро это поняла и не стала цепляться за мечту обязательно стать знаменитой актрисой.
К тому же, она хорошо помнила совет Льва Бакста, попробовать себя в области моды. В 1923 г. чета Шлее прибыла в Нью-Йорк с парой чемоданов и скромными сбережениями Георгия. Они арендовали маленькую квартиру. Муж стал играть на бирже, а жена устроилась манекенщицей.
Дизайнер Валентина Санина привезла с собой в Америку целый чемодан платьев, пошитых из дешёвой ткани. В них она выглядела так, что на улице ее провожали взглядами. Мужчины с интересом разглядывали точеную фигурку, а женщины мысленно перебирали магазины, в витрине которых могло быть выставлено такое платье…
Вскоре Валентина обрела первых клиенток. Это были состоятельные дамы и они относились к портнихе несколько свысока, рассказывали о своих ожиданиях и запросах. Валентина слушала, но не слушалась, она творила. Примеряя платье, клиентка говорила: «Я хотела, чтобы здесь был бант».
Валентина отвечала: «Да, да, рукава должны быть…». Возмущение клиентки уже готово было сорваться с губ, но она с пристрастием оглядала себя в зеркале, и отражение поглотило все слова. Женщина увидела в зеркале богиню.
Женщины были разными: полными или худыми, со сколиозом или сутулостью, с широкими или с узкими бедрами — это не имело значения. В платье от Саниной женщина выглядела роскошно. Всегда. Не зависимо от того, что она делала — шла на свидание, танцевала весь вечер, спускалась с лестницы, садилась в автомобиль…
Это было главным отличием платьев Саниной от её конкурентов. В платье пошитом у других модельеров можно было эффектно стоять или неторопливо прохаживаться. Санина не любила броши, цветы из шелка, мех и ткань с мелким рисунком.
По ее мнению, женщину не стоит маскировать, она должна быть в центре внимания. Еще Валентина не признавала примерок, если клиентка была в туфлях на каблуке. Она буквально заставляла таких дам переобуваться в балетки. Если те не соглашались, то были навсегда вычеркнута из списка клиентов.
О новой звезде модельного бизнеса написал Vogue. Модельер Валентина Санина открыла свой магазин, ее приглашали на киностудия для создания костюмов героинь. Актрисы тоже стали ее клиентками. Среди них была и Грета Гарбо, с которой очень скоро подружилась Валентина.
Грета была необычной для Голливуда актрисой. Она эмигрировала из Швеции, была замкнутой, нелюдимой, не любила блестящие наряды, шум вечеринок… Валентина наоборот любила бывать в светском обществе, где все внимание было обращено на нее.
Эти две женщины были абсолютно разными по характеру, но внешне чем-то удивительно походили друг на друга. Стеснительная и даже немного грубая скандинавка и элегантная с тонким юмором киевлянка. Они приводили в недоумение репортеров и поклонников, когда появлялись в обществе в одинаковых платьях, с одинаковыми причёсками и макияжем.
Улыбаясь подруги отвечали на вопросы, кто из них кто, а потом долго смеялись дома. Грете нравилось бывать в публичных местах с Валентиной. А Валентина предпочитала быть с мужем. Все чаще они появлялись втроём, а в газетах регулярно мелькали сообщения о «шведской семье»…
Но они не были «шведской семьей». Когда Георгий начал изменять супруге с Гарбо, ни одна из женщин не считала, что у него теперь две жены. Сначала Валентина была женой, а Грета любовницей. Затем Валентина превратилась в бывшую жену, а Гарбо в настоящую.
Дружеские отношения превратились в ненависть. Стоит заметить, что две женщины проживали по-соседству, в одном доме, но на разных этажах. В 1957 г. Санина оставила свой бизнес и стала коллекционировать предметы искусства.
В 1964 г. Георгий и Грета были в Париже, где у Шлее произошел сердечный приступ. Согласно многочисленным слухам, врачи мало обращали внимание на больного. Все их внимание было сосредоточено на знаменитой актрисе. Они просили у нее автограф, а больной в это время умирал. Как все было на самом деле, уже никто не узнает.
Валентина не простила Грете, не только смерти мужа, но и той жизни, которую она вела 20 лет, а еще того, что Шлее завещал почти все Гарбо. Валентина Санина Шлее ушла из жизни в 1989 г. Она похоронена рядом с мужем. Грета Гарбо пережила ее на несколько месяцев.