Писатели        28 ноября 2020        68         0

Амелия Эрхарт — женщина-пилот, пропавшая в океане

Амелия Эрхарт родилась 24 июля 1897 г. в американском штате Канзас, в семье адвоката Эдвина Эрхарта и его жены Эми. Она была первенцем. Спустя 2,5 года у супружеской пары родилась еще одна дочка, Мьюриэл. Родители с детства предоставляли сестрам полную свободу выбора подружек и развлечений.

Читали девочки с четырех лет и прочитали большое количество книг из богатой отцовской библиотеки. Амелии нравились книги, где речь шла об открытиях и всевозможных приключениях. Девочку признавали лидером даже мальчишки. Она была способной и ее оценки в школе были самыми высокими

Из всех предметов Амелия особо выделяла историю и географию. Не довольствуясь сухим текстом в учебниках, она искала дополнительную литературу. Случалось, что ее ответами, щедро разбавленными интересными фактами по теме, заслушивались даже преподаватели.

В 10 лет Амелия, увидев самолет, не проявила к нему интереса. Позже она писала в дневнике «это была совершенно неинтересная штука». Спустя несколько лет, Эрхарт стал серьезно злоупотреблять алкоголем, что значительно ухудшило материальное положение семьи, так как глава семьи лишился хорошо оплачиваемой работы адвоката.

Амелия-Эрхарт-женщина-пилот-пропавшая-в-океане-11

Эрхарт стал искать работу в других штатах и семья неоднократно совершала переезды. Они побывали в Айове, а потом в Миннесоте. В 1915 г. семья настолько обеднела, что юным девушкам мать шила платья из выцветших на солнце занавесок… Эми с дочерьми перебралась к дальним родственникам в Чикаго.

В 1916 г. Эми получила небольшое наследство и на эти деньги отправила девочек на учебу в престижные колледжи. В декабре 1917 г. Амелия приехала к сестре в Торонто. На улицах города она увидела множество раненых, которые прибыли с фронтов I мировой войны.

Впечатлительная девушка решила не возвращаться в колледж, а поступила на курсы медсестер и начала работу в госпитале. После окончания войны, Амелия, имея некоторый опыт, решила стать врачом. Неподалеку от госпиталя был расположен аэродром, куда Амелия однажды заглянула на аэрошоу.

Авиация, буквально, захватила все ее мысли, вытеснив напрочь медицину. Амелия продолжила обучение в университете. В 1920 г. семья воссоединилась и все вместе уехали в Лос-Анджелес. В декабре этого года Амелия побывала на выставке самолетов. Спустя 3 дня на небольшом аэродроме, она совершила свой первый 10-минутный полёт, но как пассажир.

Это, непередаваемое словами, ощущение, ее просто очаровало и девушка захотела летать, уже находясь за штурвалом, в кресле пилота. Через месяц Амелия уже брала уроки летного мастерства у Аниты Снук — одной из пяти американских летчиц. Обучение проходило на стареньком Curtiss JN-4.

Амелия-Эрхарт-женщина-пилот-пропавшая-в-океане-12

Анита позже отмечала, что ее поразил характер ученицы, которая была абсолютно спокойна. Хотя была в ученице и доля авантюризма — Амелия нередко, при заходе на посадку, пыталась пролететь под электропроводами.

Для оплаты достаточно дорогостоящих мастер-классов, Амелия постоянно искала подработку: играла на музыкальных инструментах в кафе, занималась фотографированием, была репетитором и водила грузовик. А если оставалось время, то искала любую информацию об авиации.

В 1921 г. Амелия купила маленький самолет «Киннер Эйрстер». Аните покупка не понравилась. Это был самолет для испытаний. Его оснастили 3-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения, но один из них, из-за заводского дефекта, часто заклинивало. Специалисты тоже считали его достаточно опасным.

Амелия-Эрхарт-женщина-пилот-пропавшая-в-океане-30-1

«Киннер Эйрстер» двухместный ,одностоечный самолёт с открытой кабиной

Но Эрхарт искренне радовалась своей покупке и многие часы проводила в полете, практикуясь в воздушной акробатике. Осенью 1922 г. Амелия устанавливает мировой рекорд для женщин, поднявшись на 14 тыс. футов. Это приносит ей репутацию летчика-профессионала. Американская публика испытывает огромный интерес к авиации.

В разных штатах регулярно проводятся шоу со всевозможными трюками, а Амелию журналисты все чаще называют звездой воздушного родео. В 1924 г. семья окончательно распалась и Эми оформила развод. В семье вновь возникли финансовые проблемы.

Летчица Амелия Эрхарт продала самолет и на эти деньги приобрела автомашину, на которой они с матерью поехали в Бостон. Амелия работала в детдоме, где учила английскому языку детей иммигрантов. Время и деньги, которые Амелия, могла выкроить, она тратила на практику пилотирования.

Ее имя получило широкую известность в кругу пилотов. Ее уважали не только за полеты, но и за активную помощь в обслуживании и ремонте техники. Когда в 1927 г. Чарльз Линдберг пересек на самолете Атлантику, проживающая в Великобритании состоятельная американка Эми Гест пожелала стать первой женщиной, повторившей этот перелет.

Амелия-Эрхарт-женщина-пилот-пропавшая-в-океане-8

В ее представлении, он мог стать символом дружбы между двумя государствами. Организацией занялся издатель Джордж Путнам. Перелет планировалось провести на 3-моторном «Фоккер» F-VII, которому дали имя Friendship. Пилотом мог стать У. Стульц, а бортмехаником — Лу Гордон.

Случайно об этой затее узнали родные Эми и сумели отговорить ее. Но Эми не отказалась от своей мечты. По рекомендации адмирала Р. Белкнапа, она предложила на роль первой женщины, пересекшей по воздуху Атлантику, Амелию Эрхарт.

Самолет, в секрете от возможных конкурентов, переоборудовали в ангаре одного из пригородов Бостона. Установили дополнительное оборудование для длительного полета, а также поменяли шасси на поплавки. Самолет поднялся в небо с аэропорта Ньюфаундленда 17 июня 1928 г. и приводнился в Уэльсе.

Амелия-Эрхарт-женщина-пилот-пропавшая-в-океане-22

Время перелета составило 20 час. 40 мин. Амелия не имела опыта пилотирования подобного самолета и поэтому проделала этот путь, как пассажир. Эта ситуация буквально выбила ее из колеи. «Я была лишь мешком картошки!», — заявила она журналистам.

Амелия все время переключала внимание представителей прессы на пилотов, но людей интересовала «первая женщина, которая пересекла Атлантику». Чтобы успокоиться от своей «незавидной», по ее убеждению, роли в этом перелете, Амелия написала книгу «20 час. 40 мин», которую посвятила супруге Дж. Путнама.

Известность Амелии Эрхарт стала своего рода плацдармом для пропагандирования борьбы за равноправие женщин и их привлечения в авиацию. В 1929 г. Амелия создала международную организацию летчиц, которую просто назвали «99». Именно столько в 1930 г. было женщин в этой организации. Эрхарт единодушно избрали президентом этой ассоциации.

Амелия купила скоростной самолёт «Локхид-Вега», чтобы ставить новые рекорды. Многие пилоты считали его сложным для пилотирования, а при посадке — даже опасным. Летом 1929 г. Эрхарт приняла участие в 1-й гонке среди женщин, Калифорния — Огайо.

Амелия-Эрхарт-женщина-пилот-пропавшая-в-океане-33

 «Локхид- Вега» скоростной самолёт Амелии Эрхард

Был последний этап и она шла в числе лидеров, но помешал несчастный случай с Рут Николс. В самолете Рут загорелся двигатель. Амелия совершила экстренную посадку, вытащила Рут из огня и оказала необходимую помощь. Лишь дождавшись бригады врачей, она продолжила соревнование и заняла 3-е место.

Но «золото» Амелия все же получила, когда установила в конце 1929 г. мировой рекорд, сумев разогнать самолет до 197 миль/час, на 40 миль/час больше предыдущего рекорда. В январе 1931 г. Амелия в ответ на шестое «предложение», дала согласие стать супругой Джорджа Патнэма, который уже давно был разведен.

Скромная свадьба состоялась 7 февраля в доме матери Джорджа, журналистов на нее не пустили. Друзья пары в один голос утверждали, что этот брак был счастливым, основанным на равноправии, взаимоуважении и взаимопонимании. Правда, нашлись журналисты, которые писали, что это типичный «брак по расчёту».

Амелия-Эрхарт-женщина-пилот-пропавшая-в-океане-20

Амелия Эрхард и Джордж Патнэм

В 2002 г. в музей университета Пердью (штат Индиана) родные передали из частного семейного архива письма супругов, в которых они писали о своих глубоких искренних чувствах друг к другу. Они нежно любили друг друга и… небо.

В 1931 г. Амелия освоила гироплан и установила мировой рекорд высоты — 18 451 фут. Несмотря на рекламу, гиропланы прославились большим количество аварий. Многие пилоты утверждали, что, «максимум безаварийного полета на гироплане около 10 час.».

Амелия стала первой летчицей, которая пересекла на гироплане территорию страны за 150 час. Она сделала 76 посадок для заправки (т. е. через каждые 2 часа полета), не совершив аварии. Но на обратном пути, в Техасе, гироплан атаковал вихрь пыли и машина, рухнув на землю, разрушилась.

Летчица не пострадала. Утром, прямо с завода, ей пригнали новый гироплан, и она продолжила путь. 20 мая 1932 г. Эрхарт вылетела из Ньюфаундленда и за 15,5 часов пересекла Атлантический океан. Этот одиночный перелет стал вторым в истории, после полета Ч. Линдберга в 1927 г. Многие последователи Линдберга пытались повторить перелет, но их попытки оканчивались неудачами.

Амелия-Эрхарт-женщина-пилот-пропавшая-в-океане-21

Встреча Амелии Эрхард после трансатлантического перелёта

Полет оказался сложным. Самолет был перегружен топливом и не имел радиосвязи. Прогноз был неверным, и ночью самолет вошел в зону сильнейшего шторма. Перегрузки были колоссальными. Отказали несколько приборов, была нарушена герметизация…

После шторма, самолет стал покрываться ледяной коркой. Отяжелевший аппарат сорвался в штопор. Амелия чудом вывела его на высоту, почти у воды. Падение высоты было отмечено в тысячи футов, то есть это было вертикальное падение. На рассвете Амелия заметила трещину трубопровода, из которой медленно вытекало топливо.

Эрхарт поняла, что до Франции она не дотянет и приняла решение приземлиться на любой пригодный для посадки участок. Это был берег Северной Ирландии. Самолет приземлился на вспаханное поле. Эрхарт выпрыгнула на землю и увидела крестьянина, который в недоумении смотрел на невиданную машину и женщину в мужской одежде.

«Здравствуйте!» крикнула Амелия. «Я из Америки!» Крестьянин посмотрел на нее и тихо произнес: «Надо же!» Это была первая женщина, которая совершила одиночный полет над Атлантикой. Очередная громкая победа Амелии Эрхарт.

Европа восторженно встретила летчицу, а в США её объявили национальной героиней. Ей вручили высшие награды многих стран. Президент США, Г. Гувер, в присутствии послов 23 стран вручил Эрхарт Крест лётных заслуг и Золотую медаль — за выдающийся вклад в историю авиации.

Амелия-Эрхарт-женщина-пилот-пропавшая-в-океане-18

В США Амелия Эрхард была объявлена национальной героиней

Генерал Уэйд писал о полете с Эрхарт: «Она родилась пилотом, поэтому безошибочно чувствовала самолет». Амелия стала известной личностью. Она побывала в разных штатах, где выступала, пропагандируя авиацию. Принимала участие в испытаниях новейших образцов парашюта, погружалась в воды Атлантики в экспериментальном водолазном костюме, была «крёстной матерью» при испытаниях дирижабля для флота США…

В 1935 г. Эрхарт, впервые в истории, совершила одиночный полет от Гавайских островов до Калифорнии. Немало попыток предпринимали другие пилоты до нее, но почти все они погибли. Правительство США запретило такие перелеты, но Амелия сумела получить разрешение. Полет длился 18 час. 16 мин.

На аэродром, для встречи с отважной летчицей, пришли 18 тыс. чел. Здесь ей вручили телеграмму от президента Ф. Рузвельта — «Поздравляю с новой победой!». Президент Мексики, Ласаро Карденас, пригласил Эрхарт посетить Мехико. В ее честь в Мексике даже была выпущена почтовая марка.

Амелия-Эрхарт-женщина-пилот-пропавшая-в-океане-15

Почтовая марка посвященная  Амелии Эрхард 

Возвращаясь домой, Амелия установила мировой рекорд, потратив на перелет из Мехико в Нью-Йорк 18 час. 18 мин. Ранее летчики следовали по маршруту вдоль берега, а Амелия вела машину по прямой, что было значительно сложнее. Амелия подружилась с Элеонорой Рузвельт и ночью совершала полёты над столицей вместе с ней.

Супруга президента мечтала научиться пилотированию и летчица обучала ее этому искусству. В 1934 г. Амелия с мужем переехали в Калифорнию. Здесь она возглавила исследования по аэронавтике в университете Пердью в Индиане. В 1936 г. университет подарил Амелии современный двухмоторный самолет.

Мечта Эрхарт — облететь вокруг Земли поблизости от экватора — стала сбываться. 17 марта 1937 г. самолет взмыл в небо, унося Амелию, Гарри Мэннинга и Фредерика Нунана. Но попытка была неудачной. На Гавайях шасси не выдержали вес самолёта. Покрышки лопнули и самолёт, проехав на брюхе по взлётной полосе, получил множественные трещины.

Самолет разобрали и отправили для капремонта. Через 3 дня. Амелия вместе со штурманом Фредом Нунаном повторили попытку. За два месяца экипаж преодолел 22 тыс. миль, т. е. 80% маршрута.

Амелия-Эрхарт-женщина-пилот-пропавшая-в-океане-24

  Двухмоторный самолёт Амелии Эрхард на дозаправке

2 июля 1937 г. экипаж вылетел из Новой Гвинеи, и взял курс на о. Хауленд, где предстояла дозаправка для полета в Гонолулу. Это был достаточно сложный этап перелета. После 18 часов полета надо было обнаружить крошечный остров. Президент Рузвельт отдал распоряжение оборудовать на острове взлетно-посадочную полосу, для этого перелёта.

На островок прибыли многие журналисты, у берега стояло судно, которое поддерживало с Эрхарт радиосвязь и регулярно выпускало дымовой сигнал, для визуального ориентира. Но связь часто пропадала. Амелия сказала, что острова не видно, а топлива мало.

В последней радиограмме, Амелия сообщила: «Мы на линии 157—337… Повторяю… ». Собравшиеся вздохнули с облегчением. Самолет ожидали увидеть над островом через пару-тройку минут… Но он не появился.

Амелия-Эрхарт-женщина-пилот-пропавшая-в-океане-33

Амелия Эрхард и Фред Нунан

Когда стало понятно, что топлива в баках уже не осталось, была начала масштабная операция по поиску самолета. Корабли, авианосец и линкор вышли из портов Калифорнии и Гавайев, направляясь в акваторию возможной катастрофы. Пилоты 66 воздушных судов две недели тщательно осматривали 220 тыс. кв. миль водного пространства.

Проверялись все крошечные пустынные островки, но безуспешно. Даже найти обломки самолета не удалось. 5 января 1939 г. Амелия Эрхарт и Фред Нунан были объявлены погибшими. Но поиски продолжались еще долгие годы.

Весной 2013 г. власти США объявили, что обломки самолета найдены вблизи атолла Никумароро. Существует версия, что экипаж самолета был захвачен японцами. Некоторые утверждали, что видели на о. Сайпан пилотов упавшего самолета. Согласно этой версии, пилотов обвинили в шпионаже и они содержались в тюрьме г. Гарапан.

Амелия-Эрхарт-женщина-пилот-пропавшая-в-океане-27

Последний полёт Амелии Эрхард

Спустя короткое время Ф. Нунана казнили, а перед высадкой военных США на о. Сайпан казнили А. Эрхарт и других пленных из городской тюрьмы. На атолле Никумароро археологи обнаружили останки женщины и предметы, возможно, принадлежащие Амелии и Фреду — остатки летной куртки, зеркало, крем от веснушек…

Летом 2017 г. на телеканалах США состоялся показ фильма «Утраченная улика». Было представлено фото, на котором Фред и Амелия в окружении других людей на атолле Джалуит, что может являться свидетельством в пользу версии о пленении и гибели отважных летчиков.

Амелия за свою короткую жизнь успела очень многое. Она отметилась в политике, написала несколько книг, которые растащили на цитаты; дала уроки мастерства многим молодым людям, влюбленным в небо, участвовала в исследованиях по аэронавтике, подружилась с Элеонорой Рузвельт… В 40 лет она тихо исчезла, словно яркий метеор осветила небо, а затем затерялась среди звезд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *