Ее часто сравнивали с Роденом — который был её учителем. Одни упрекали ее в непомерной гордости, других восхищали ее аскетизм и смелость. Анна родилась 16 января 1864 г. в Зарайске в мещанской семье Семена Поликарповича Голубкина и его жены Екатерины Яковлевны.
Дед, Поликарп Сидорович, был старовером, работая за троих, сумел накопить денег и освободиться от крепостного рабства. Отец умер рано и деду и пришлось поднимать всех своих внуков. Он мечтал «вывести их в люди», но средств могло хватить только на учебу одного. Остальные должны были не разгибая спины трудиться в огороде, чтобы обеспечить семью всеми продуктами.
Поликарп Сидорович выбрал старшего внука, Семёна. Он наказывал ему хорошо слушать учителей и потом пересказывать братьям и сестрам, все что узнал в школе нового. Книги стоили дорого и покупали только ежегодный так называемый «сытинский календарь».
Надо признать, что этот календарь в какой-то мере и был для крестьян образовательным пособием. В нем можно было найти сведения о дальних странах, о житие святых, и о подвигах древних героев. Дети с нетерпением ожидали приобретения нового календаря. Так и учились…
Анюту не привлекали герои и святые, она рассматривала картинки. Работая в огороде, набирала глины и лепила фигурки — и так ладно получалось, что все любовались. В 25 лет Анна решила поступить в университет. Скульпторами мечтали стать юноши и среди них она была одна.
Деревенская девушка, которая всю жизнь провела в огороде, очень стыдилась своего внешнего вида и своих натруженных рук. Члены приемной комиссии сразу же объявили Анюте, что в учебное заведение принимают, окончивших школу. Анна нахмурилась и молча покинула зал.
На следующий день она вновь предстала перед приемной комиссией. В руках она держала глиняную скульптуру, которая изображала молящуюся старуху. Экспрессия была устрашающая. На вопрос, когда она ее вылепила, девушка ответила — ночью…
Анна была принята. Во время учебы педагогов часто удивляли необычные работы студентки. Иногда спрашивали: откуда, Анюта, страсти-то такие? А она отвечала: мать родила, когда на пожар глядела. Вот и получилась я такая пожарная…
В 30 лет Анна получила возможность отправиться в Париж, который был Меккой для студентов, изучающих живопись или скульптуру. В России в то время многие преподаватели считали себя прогрессивными и поощряли девушек, осваивающих новые для них творческие профессии. Но вот во Франции, такого почти не наблюдалось.
Там к женщинам, которые прибыли постигать секреты скульптуры или живописи встречал откровенный снобизм. Плату за обучение с юношей и девушек взимали одинаковую, но последним предоставляли тесные и полуосвещённые классы. Значительно урезанная программа в основном состояла из самостоятельных работ.
Изредка приходил преподаватель, придирчиво смотрел на творения, сопровождая осмотр пустой похвалой или неконструктивной критикой. Девушкам приходилось идти на всевозможные уловки: они обманом пробирались в мастерские преподавателей, подсматривали их приёмы, заводили романы со студентами, побуждая тех рассказывать все, что они изучают в мужских студиях.
Позировали и делились знаниями об уроках со своими подругами. Будущему скульптору Анне Голубкиной сразу посоветовали не замахиваться на сложные композиции, а лепить вазочки и гламурные статуэтки. Ее это не устраивало и она стала искать других учителей.
В это время с Анной произошел какой-то неприятный случай. Ее друзья предпочитали деликатно избегать этой темы. По поводу этого существует две версии: несчастная любовь или сексуальное насилие. Но, действительно, с ней случилось что-то очень неприятное, поскольку она дважды попыталась совершить суицид.
Друзья настояли, чтобы она обратилась к врачам. Анна согласилась и несколько месяцев провела в клинике, где ее лечили от серьезной депрессии. После проведения курса лечения, Анна покинула Францию, но желание продолжить обучение у нее не пропало. В 1897 г. она возвращается в Париж и посещает занятия в Академии Коларосси.
Работать с самородком дал согласие знаменитый Огюст Роден. Хотя у него была привычка давать в качестве задания ученицам делать небольшие фрагменты его скульптур. Но процесс обучения был замечательный — в его мастерской. Если что-то было не понятно можно было сразу спросить, а главное наблюдать за работой великого мэтра.
И натурщики были у всех на виду. В эти годы Анна занимается изучением сложнейшей технологии обработки мрамора. Свободное время она проводит в музеях. В 1898 году Анна Голубкина создает скульптуры: «Старость», «Портрет Э.-Ж. Бальбиани», «Женская маска в блоке» и предоставляет их в экспозицию Салона, который являлся самым престижным международным художественным конкурсом.
Даже просто выставить там свои работы уже было престижным, а скульптуры Голубкиной завоевали третье место. Об этом успехе своей соотечественницы стало известно и в России. Вернувшись на родину, она было тепло принята коллегами и ценителями искусств. Анна получила много заказов. Например, от Саввы Морозова последовал заказ на рельеф, который бы украсил фасад МХАТа.
Анна по характеру была идеалисткой. В 1905 г. при разгоне демонстрации едва не погибла. Она бросилась с кулаками на казака, который нагайкой, с высоты своего коня, стегал людей. Однажды Анна приютила у себя в доме кучку беспризорников. Те поели, хозяйке в чай добавили снотворного, а потом ограбили. Но Анна и после этого случая продолжала угощать беспризорников.
В 1907 г. Голубкина была арестована за распространение прокламаций. Суд вынес приговор: год заключения, но учитывая ее психическое состояние, дело закрыли, а ее отпустили под надзор полиции.
В 1914 г. была открыта первая выставка Анны Голубкиной, которая проходила в музее изящных искусств. Прибыль от продажи билетов была значительной. Всю эту сумму скульптор отдала в фонд помощи раненым. На следующий год у Анны вновь произошел нервный срыв и несколько месяцев она провела в клинике.
В 1918 г. Голубкина принимала активное участие в работе комиссии по охране памятников старины и комиссии по борьбе с беспризорностью. Она работала, забывая об усталости и возрасте, работала так, как привыкла с раннего детства.
В 1920-е Голубкина некоторое время преподавала во ВХУТЕМАСе и была очень рада, что в числе ее учеников достаточно много «огородников», которой она когда-то была. 7 сентября 1927 г. Анна Семеновна Голубкина ушла из жизни, оставив потомкам свои прекрасные произведения.