Диего Веласкес родился 6 июня 1599 г. в Севилье. В раннем возрасте родители отдали его в школу при монастыре. Учителя вскоре заметили необыкновенную любовь малыша к рисованию. Улучив свободную минутку, Диего сразу уединялся с карандашом и листом чистой бумаги. Он мог просидеть в укромном уголке несколько часов, но режим здесь был строгий.
Мальчика находили и возвращали к учебе и различным трудовым занятиям. Увлечение рисованием с годами усиливалось и воспитатели сообщили об этом родителям Диего. Они отмечали его удивительные способности, и тогда отец отвел 10-летнего сынишку в мастерскую Ф. Эрреры.
Этот выбор стал своеобразным вызовом аристократам: ведь занятия рисованием считались низкими для дворянского сословия. У Эрреры подросток пробыл недолго и перешел к Ф. Пачеко. Пачеко был отличным наставником и Диего проучился здесь до своего 18-летия, став мастером.
Пачеко писал в своих дневниках, что будучи еще совсем юным, Диего из своего скромного заработка платил деревенскому мальчику, охотно позировавшим ему. Он изображал его, особо выделяя эмоции: плач, смех и т. д. Диего не останавливали трудности в изображении натуры.
Внимательно прислушиваясь к советам любимого наставника, Диего начинает оттачивать до совершенства свой рисунок, что позволяет ему блестяще изображать натуру в небольших картинах на бытовую тему. Это известные полотна: «Завтрак», «Музыканты»…
Диего женился на дочери своего учителя, 16-летней Хуане Миранде. «Я отдал ему в жены единственную дочь. Это был добродетельный юноша, имеющий много прекрасных качеств, а еще я искренне надеялся на его гениальность», – так писал Пачеко. В течение трех лет в дружной семье родились две дочки. В 1620 г. Веласкес открывает свою мастерскую и набирает учеников.
На престол Испании взошел 16-летний Филипп IV и за короткое время заменил всех придворных. Услышав о таланте живописца из Севильи, он призвал его ко двору. В 1623 г. Веласкес и Пачеко прибыли в Мадрид.
Свое покровительство молодому художнику оказывает первый министр двора Гаспар де Гусман-и-Пиментель, граф Оливарес и герцог Санлукар-ла-Майор. Веласкес пишет портрет юного Филиппа IV, который имел невиданный успех.
Король награждает его званием придворного живописца, ему отводятся великолепные комнаты во дворце и мастерская в пригороде. Тематика его произведений резко сузилась и основным жанром стал портрет. Веласкес достаточно часто создавал великолепные портреты короля и его детей.
Известность Веласкеса с каждым годом возрастала и вскоре при дворе каждый «должен был иметь портрет», созданный этим художником. Веласкес пишет также портреты «Графа Оливареса» и «Придворного шута». В них кисть Веласкеса обретает неподражаемую легкость. Он изображает темы не такие возвышенные как раньше, но более элегантные и значимые.
Как известно, популярность часто вызывает не уважение, а зависть. Авторитеты вступили в конфликт с молодым конкурентом, который не хотел считаться с традициями. В 1627 г. был объявлен конкурс художников.
Диего создал большое полотно «Изгнание морисков». Он изобразил трагическую страницу Испании – изгнание людей, имеющих арабские корни. Буйная экспрессия полотна входила в противоречие с парадным предназначением, но королю оно понравилось. Он повелел установить его во дворце.
Там полотно пробыло пару месяцев, а затем король решил повесить картину в зеркальном зале, где находились его любимые полотна Тициана и Рубенса. Веласкеса всегда интересовала жизнь, люди и нравы.
С возрастом художник Диего Родригес смелее выбирает типаж, словно давая собственную характеристику различным классам общества. Зритель видит на полотнах Веласкеса удаль, веселье, и горечь. Но мастер всегда подчеркивает оптимизм простого народа.
Мастер уже не желает писать бытовые сцены в интерьере дворцов. Он пишет их на природе, поэтому в его картинах появляется много света, а краски играют новыми оттенками. Это было новое веяние в живописи. На первых полотнах еще не совсем реалистичен контраст между светом и тенью. Это придет немного позже и вызовет бурю восторга у зрителей.
В 1629 г. по особому разрешению короля, мастер сопровождает полководца Амброзио Спинолу. Во время путешествия художник побывал в Венеции, Ферраре, Риме и Неаполе. Он проводил много времени, копируя полотна Тинторетто и фрески великого Микеланджело. С волнением и восторгом изучал скульптуры античных мастеров. Не пропускал выставки современных художников Италии.
Это путешествие расширило художественный кругозор Веласкеса и оказало заметное влияние на дальнейшее совершенствование его мастерства. Возвратившись, мастер плодотворно работает над новыми произведениями. В «Кузнице Вулкана», Веласкес гармонично сочетает образы из древнегреческих мифов со сценками, которые максимально приближены к реальному времени.
В 1634 — 1635 гг. мастер создает картину «Сдача Бреды». В 1625 г. войско испанцев осаждает крепость Бреда. На полотне изображена сцена передачи комендантом крепости, Юстином Нассауским, ключей Амброзио Спиноле. Взгляд сразу падает на фигуры полководцев: удрученный адмирал, держа в руке ключ, медленно движется к испанскому полководцу.
Фоном картины выступает передовой отряд победителей в черных доспехах. Над их головами темнеет лес копий (другое название полотна «Копья»). От этой темноты (доспехов и копий) кажется, что испанцев намного больше, чем на самом деле. Картина стала настоящим откровением, настолько правдиво изображено это событие. Зрители сразу отметили новизну в построении композиции батальной сцены.
Веласкес много работает над портретами. У них широчайшая палитра красок. Например, полотна, на которых изображены Филипп IV и члены его семьи. Ясная композиция и изысканное цветовое решение гармонично сочетаются.
Картины Диего Родригес де Сильва Веласкес создаёт великолепные. Мастер пишет с вдохновением, изображая на них карликов и шутов. Сквозь смех этих людей, которые обижены природой, он, возможно, один различил их богатый внутренний мир. Мастер изображал их тактично, без тени насмешек.
В 1649 г. прославленный мастер вновь поехал в Италию, создав там произведения, принесшие ему славу великого художника. Например, портрет папы Иннокентия X. Художник написал его сидящим в кресле, в несколько напряженной позе. На полотне много интенсивных оттенков красного цвета.
Лицо нельзя назвать красивым, но художник не стал придавать благородства его внешности. Он показал внутреннюю силу и темперамент характера, которые можно увидеть в сумрачном взгляде понтифика. С первого взгляда на портрет можно догадаться, что это умный и энергичный человек.
Веласкес обладал глубоким знанием психологии, подмечая главные черты характера и поэтому никогда не льстил своим клиентам. Портрет Иннокентия X, по праву, считается одним из лучших в этом жанре живописи. Сам папа, оценивая работу художника, сказал, что он «слишком правдив», но достойно оплатил труд мастера.
Филипп IV боялся потерять своего художника и в 1651 г. послал ему письмо с приказом немедленно вернуться в Испанию. Король дает ему чин гофмаршала. Веласкес получает полную независимость в своем творчестве, и пишет известное полотно «Венера и Купидон».
Веласкес никогда не идеализировал свои модели, он писал их реалистично. В 1650-е годы он создал один из наиболее сложных портретов – Филиппа IV. На картине потухший взгляд, усталого и разочарованного монарха, устремлен вдаль. Хотя король держится все также горделиво и надменно. В поздний период своего творчества Диего Родригес Веласкес создает масштабные картины «Менины» и «Пряхи».
Картину «Пряхи», по праву можно назвать вершиной творчества великого мастера. Искусствоведы так и не пришли к единодушному мнению насчет того, что послужило толчком к созданию этого сюжета.
Одной из первых версий, в 1772 г., была выдвинута гипотеза о ковровой мануфактуре в описи интерьерных картин королевского дворца в Мадриде. Но так ли это на самом деле? Можно ли согласиться с этой версией?
Удивляет задний план картины: шелк, прозрачная атмосфера и солнечные лучи. Он достоин кисти Тициана или Вермеера. И это великолепие в простой бытовой сценке? Искусствоведы приступили к поискам тайного смысла. И, как оказалось, не напрасно. Здесь действительно есть немного «замаскированный» смысл на тему древнегреческих мифов о прядении.
Веласкес достиг пика свой карьеры, он удостоен креста Сантьяго. Впервые человек, посвятивший себя искусству, стал кавалером рыцарского ордена. Тяжелобольной мастер успел порадоваться награде, но присутствие 6 августа 1660 г. на бракосочетании дочери испанского короля и Людовика XIV, совсем подорвало его здоровье. Вернувшись с церемонии, Диего Родригес де Сильва Веласкес умер.