Накануне вручения премий Американской киноакадемии все обозреватели пророчили Джессике Честейн «Оскар» за лучшую женскую роль. А ведь всего несколько лет назад, до номинации её имя было практически неизвестно широкой публике.
Тогда Джессика Честейн была уверена, что её кто-то сглазил. Она снималась в какой-нибудь картине — и этот фильм годами не мог найти прокатчика. Или её роль вырезали. Или случалось ещё что-то, сводившее на нет все её актёрские достижения.
Но зато в 2011-2012 годах на экраны вышло сразу десять лент с её участием, и большинство из них стали заметными событиями в кинематографе. Жемчужиной в этой короне, безусловно, следует признать драму Кэтрин Бигелоу «Цель номер один». Честейн играет в этом фильме аналитика ЦРУ Майю, которой удаётся обнаружить убежище террориста номер один — Усамы бен Ладена.
По многим причинам это самая трудная роль в актёрской карьере Честейн. Во-первых, сценарист Марк Боул сделал прототипом героини реальную сотрудницу ЦРУ, но поскольку эта женщина в настоящее время работает под прикрытием, авторы фильма были вынуждены изменять кое-какие детали и подробности, чтобы её не вычислили враги.
«Я никогда не встречалась с Майей, — говорит Честейн. — Я даже не знаю, как её зовут по-настоящему. Она работает подпольно, и все мы в первую очередь думали о том, чтобы не подставить её нашим фильмом. На мне лежала двойная ответственность. Когда играешь реального человека, это всегда огромная ответственность.
Но когда ты играешь реального человека, который вынужден жить под чужим именем, это особая ответственность. Это не роль Мэрилин Монро или королевы Елизаветы. Есть много разных интерпретаций Мэрилин, есть много интерпретаций королевы Елизаветы.
Это публичные фигуры, люди знают, как они выглядят, как разговаривают. Люди смотрят, насколько точно ты скопировала манеры и поведение реального человека. А в нашем случае нечто совершенно иное. В первую очередь мы думали о безопасности этой женщины».
Вторая трудность была связана не с организационными проблемами, а с актёрской кухней. «Майя обладает холодным аналитическим умом, — объясняет Честейн. — Она беспощадно подавляет эмоции. Эмоции для неё опасны. Они могут привести к неверным решениям, а на кону человеческие жизни.
Поэтому она должна исключить эмоции из своей жизни. А я как раз работаю с эмоциями. Майю учили бороться с эмоциями, а меня учили развивать эмоции, открывать сердце, жить в гармонии со своими чувствами. В ситуации, когда я бы заплакала, Майя стала бы только более сосредоточенной. Мне нужно было найти и показать человечность Майи и её эмоциональность».
Вначале Честейн не была уверена, что справится с ролью. «Я часто берусь за роль, не зная, смогу ли хорошо сыграть. Я не уверена в себе — а мне предстояло сыграть человека, который верит в свою правоту и отстаивает её до последнего. Но именно поэтому я и решила играть Майю – мне очень хотелось переломить себя и доказать, что я могу это сделать».
Другой, не менее важной причиной было желание поработать с Кэтрин Бигелоу. «Это потрясающая женщина, — считает Честейн. — Самый умный человек, которого я когда-либо встречала. Кэтрин всегда говорит тихо и кажется стеснительной — но на самом деле она просто очень вежливый и добрый человек.
При этом она прирождённый лидер, который, однако, никогда ни на кого не кричит и никогда не теряет самообладания. Рядом с ней актёр чувствует себя в безопасности». В рамках подготовки к роли Честейн читала книгу Лоренса Райта «Нависшая башня: Аль-Каида и путь к 11 сентября» и задавала много вопросов сценаристу Марку Боулу, который, в свою очередь, общался с оперативниками ЦРУ.
«Я смогла найти ответы лишь на некоторые мои вопросы, — рассказывает она. — А в остальном мне пришлось положиться на интуицию и воображение». У актрисы было три месяца для подготовки к роли. «Я практически выучила сценарий наизусть и составила два списка.
В первом из них — все, что говорят о Майе другие люди, а во втором — все, что говорит она сама. Это были мои основные зацепки. Я читала все, что могла найти о ЦРУ, о работе оперативников. Мне важно было представить себе, какие права и полномочия были у Майи во время этой работы.
Мне нужно было знать, как в ЦРУ принято разговаривать с коллегами, с начальством. Я словно эти три месяца ходила в школу. Мне необходимо было получить хотя бы малую толику знаний, которыми обладает эта женщина». По словам Честейн, самой важной для понимания характера Майи стала сцена, в которой она отказывается говорить о себе.
«Персонаж Джеймса Гандолфини спрашивает её: «Чем ты занималась, кроме поисков Усамы бен Ладена?» Она отвечает: «Ничем». И это ключ к пониманию её характера. Думаю, её завербовали, когда она училась в университете. Возможно, она была отличным компьютерным специалистом.
Может быть, даже компьютерным гением. И она всю свою молодость положила на это дело. У неё нет семьи, нет бойфренда — нет никого и ничего, кроме её работы. А ещё она говорит: «Многие мои друзья погибли, пытаясь это сделать, и я должна закончить их работу». Эти слова так много говорят о ней, как о человеке».
Основной конфликт в фильме — между группой аналитиков, которые считают, что Усама бен Ладен скрывается в пещере где-то в Афганистане, и Майей, которая полагает, что «террорист номер один» живёт там, где можно пользоваться благами цивилизации.
В конечном итоге женская интуиция не подводит — бен Ладена обнаруживают в Пакистане, в городе Абботтабаде. Но и Честейн, и Бигелоу настаивают, что они снимали не феминистскую пропаганду, а историю, основанную на фактах: «Мы ничего не придумываем.
Мы показываем вымышленную героиню с вымышленным именем, но её прообразом стал реальный человек. Людям трудно поверить, что женщина сыграла важную роль в поимке известного террориста. Об этой женщине никогда ничего не говорили. Я внимательно следила за всем, что писали в прессе о ликвидации бен Ладена, и никто ни разу о ней не упомянул».
Когда начались съёмки фильма, в некоторых СМИ по ошибке написали, что актриса Честейн играет чью-то жену. «Меня это ужасно разозлило, — признается она. — Никому и в голову не пришло, что женщина могла играть ключевую роль в этой истории! А ведь Майя — лицо целого поколения женщин, которые ни в чем не уступают мужчинам. Это огромная честь для меня — играть такую женщину».
Работа над фильмом была засекречена: съёмки проходили в Иордании и Индии, и продюсеры опасались провокаций и терактов. Честейн получила строжайшее указание никому ничего не говорить о проекте. «Это было трудно! Мне хотелось кричать на весь мир: «Я буду сниматься у Кэтрин Бигелоу в роли замечательной женщины!»
Но я должна была держать все в секрете. Мои агенты не имели права читать сценарий. Я сказала им: «Поверьте мне, это отличная роль!» Один раз я чуть-чуть проболталась: сказала на одной вечеринке, что еду сниматься в Индию.
На следующий день об этом написали в прессе. Оказывается, место съёмок фильма тоже держали в тайне. Продюсеры были очень недовольны — они опасались трений с местными властями и даже терактов. Но все обошлось».
Хотя на съёмках не произошло ни терактов, ни несчастных случаев, работа была очень тяжёлой. Большая часть фильма снималась в индийском городе Чандигархе, почти на границе с Пакистаном. «В феврале 2012 года я присутствовала на церемонии вручения «Оскара» — меня номинировали за роль в картине «Прислуга», — и буквально на следующий день отправилась на съёмки в Чандигарх.
Только что я была в центре внимания, и вдруг попала туда, где меня никто не знает. В Чандигархе я чувствовала себя одинокой и отрезанной от всего мира. Я страшно скучала по дому, по друзьям. Четыре месяца без родных стали для меня настоящим мучением».
Самыми же трудными для Честейн оказались съёмки сцен пыток. «Мы снимали эти эпизоды в Аммане, в настоящей тюрьме, — вспоминает она. — Каждый день я шла на работу мимо охранников. По-моему, они никогда не видели женщин с рыжими волосами — они смотрели на меня как на инопланетянку.
Нам не разрешали проносить мобильные телефоны, нас обыскивали перед входом. Во время работы нельзя было выходить из здания. Мне все время казалось, что я задыхаюсь. В какой-то момент я не выдержала и ушла в другую камеру — поплакать. Мне казалось, что я не выдержу. Джейсон Кларк пришёл меня утешать, говорил, что скоро это кончится».
На премьере актриса Джессика Честейн, по её признанию, страшно волновалась, потому что не была уверена, что сыграла хорошо. «Кэтрин удивилась: «Я никогда раньше не замечала, чтобы ты нервничала!» Я ответила ей: «Это потому, что я была Майей.
Майя ничего не боится. Но теперь я — Джессика, и мне страшно!» Я боялась, что вообще расплачусь прямо на сцене. Я говорила себе, что нельзя поддаваться эмоциям, что я должна равняться на мою героиню».
Честейн считает, что у неё и у Майи есть только одна черта: обе они любят свою работу. «А по большому счету, между нами очень мало общего. Я довольно безалаберна и к тому же хиппи по натуре», — призналась актриса.
Краткая биография Джессики Честейн
Джессика Честейн родилась 24 марта 1977 года в городе Сонома, штат Калифорния, в семье пожарного и поварихи. Она — старшая из пятерых детей в семье. Младшие ещё учатся в школе. Поскольку её мама специализировалась на вегетарианской кухне, Джессика уже в детстве стала вегетарианкой.
С 9 лет она начала заниматься хореографией, а в 13 вступила в танцевальную труппу. В 1995 году Джессика окончила школу, поступила в городской колледж Сакраменто и одновременно начала играть в шекспировских постановках местных театральных трупп.
В 1998 году она сыграла Джульетту в спектакле «Ромео и Джульетта», и один её коллега-актёр посоветовал ей попробовать поступить в Джульярдскую школу в Нью-Йорке. Она прошла прослушивание и получила стипендию Робина Уильямса. «Я не рассчитывала ни на что — мне просто было интересно.
Наша семья небогата, а Джульярд — дорогая школа. Я знала, что Робин Уильямс раз в два года выделяет стипендию для одного студента, но я никогда не думала, что этим студентом стану я. А я ведь до сих пор ни разу с ним не встретилась! Мне так хочется поблагодарить его за то, что он в меня поверил!».
Во время учёбы Честейн жила в одной комнате с Мишель Уильямс. «Мы стали как сестры», — вспоминает она. За четыре года учёбы (1999-2003) она много играла в студенческих театральных постановках и студенческих короткометражных фильмах.
По окончании Джульярда она сыграла на профессиональной сцене в «Вишневом саде» Чехова; её заметил телевизионный продюсер Джон Уэллс и пригласил в сериал «Скорая помощь» на небольшую роль. Последующие несколько лет Честейн в основном работала на сцене и изредка снималась на ТВ.
В 2008 году она снялась в фильме Терренса Малика «Древо жизни». Кинокомпания Apparition Films, занимавшаяся производством картины, развалилась, в результате чего эта лента пролежала на полке три года и была впервые показана только на Каннском кинофестивале в мае 2011 года.
«Я очень люблю этот фильм, — рассказывает Честейн. — Терренс Малик посоветовал мне перед съёмками сходить в музей «Метрополитен» и посмотреть на портреты мадонн. В особенности на «Мадонну» Рафаэля.
Я часами сидела возле этой картины. От неё исходит какая-то особенная энергия. В её глазах ощущается что-то мистическое. Она словно видит то, что не можем увидеть мы. Снимаясь в «Древе жизни», я старалась думать об этом полотне».
А через несколько месяцев после премьеры «Древа жизни» на экраны вышел фильм «Прислуга», за который Честейн получила номинацию на «Оскар» за лучшую роль второго плана. «Все произошло так быстро, — вспоминает она. — Я даже не успела до конца осознать, что мне больше не нужно экономить на еде. Ведь ещё два года назад у меня не было стиральной машины, я ходила в прачечную и стирала по жетонам».
Актриса неохотно говорит о себе и своей личной жизни. Известно, что Чистейн и Том Хиддлстон — встречаются; иногда их видят вместе на премьерах и вечеринках. «Единственное, что я могу сказать о своей жизни — что в ней очень трудно поддерживать стабильные отношения. Актёры — как цыгане; мы постоянно путешествуем, и физически, и эмоционально», — считает актриса.
За последнее время Честейн снялась в киноальманахе «Дёготь» (Tar), мистическом триллере «Мама» и в драме «Исчезновение Элеанор Ригби», и сейчас намерена отдохнуть от кино. Недавно она вернулась на сцену — играла в Нью-Йорке в спектакле «Наследница».
«Я никогда не хотела быть звездой, — говорит она. — Я мечтала быть актрисой. Не люблю быть в центре внимания, не люблю шумных сборищ. Лучший отдых для меня — чтение Шекспира. Мне неловко видеть свои портреты на обложках журналов, поскольку создаётся впечатление, что меня навязывают людям как новую модель для подражания. И тогда мне хочется сказать: «Дорогие зрители, рано или поздно я вас разочарую. Не судите меня слишком строго».