В конце июня 1998 года самый великий путешественник современности Федор Конюхов вылетел во французский Гавр для встречи с 18-метровой гоночной яхтой «Современный Гуманитарный университет» («СГУ»). Это судно уже успело сделать не одно продолжительное путешествие. На яхте прежде обогнули весь земной шар, участвуя в кругосветных регатах. Она превратилась в мобильную лабораторию для работы в экстремальных условиях.
Федор Конюхов был назначен капитаном яхты и сразу же подал заявку на участие в кругосветном гонке одиночек. По сути это было престижное соревнование за большие призы. Кругосветная гонка называлась «Around Alone», переводится как «Вокруг света в одиночестве». Предполагалось, что за марафоном будут наблюдать сотни миллионов людей через телевидение и интернет. Старт был намечен на сентябрь 1998 года из Чарльстона (США).
К месту старта гонки Конюхов решил добраться по океану самостоятельно и в одиночку, а на месте в течение оставшихся до начала кругосветки летних дней планировал заведовать научной лабораторией на яхте, участвовать в экологической программе под эгидой ООН и компании «Гринхэд» и оснащать судно спутниковой связью, компьютерами и другой техникой.
В Чарльстон!
Когда слышишь имя Федор Конюхов, тут же перед глазами встает худощавый образ бородатого человека в черном штормовой плаще, недавно пережившего шторм в Атлантике или другой точке планеты. За свою жизнь этот моряк объездил весь земной шар. Больше всего он любит одиночные странствия, где можно от души побороться с капризами погоды и ужасными природными условиями.
К месту старта вышеупомянутой гонки он добирался на паруснике «СГУ» по водам Атлантического океана, но неожиданно застрял возле Командорских островов. В этих краях всегда штормит, и налетевший вихрь вынудил путешественника уйти глубоко в океан.
Он сопротивлялся налетавшим ураганным порывам ветра и двигался в западном направлении, так Федор дошел до Азорских островов. К счастью, наступило безветрие, и Конюхов решил, что за несколько дней до старта кругосветки он благополучно дойдет до Чарльстона и у него даже останется время на подготовительные работы.
Наступил длительный штиль. Можно было спокойно заниматься разными делами на судне: отдышаться, следить за приборами, делать записи в бортовом журнале, ловить рыбу, готовить горячий обед, управлять парусами без волнений и тревог.
Рыбная ловля занимала у путешественника много времени. Это было одним из любимых занятий Конюхова во время его странствий. Свежая рыба обеспечивала путешественника белковой пищей и витаминами. В этот раз ненасытные акулы жадно бросались на наживку на крючке. Эти хищники в большом количестве сопровождали парусник.
Много времени занимало изучение климатических воздействий и условия полной изоляции на самочувствие человека. В дальнейшем эти данные могли помочь морякам, полярникам и даже космонавтам. Кроме этого, Конюхов занимался изобразительным искусством, много рисовал, а также занимался выполнением важной экологической программы.
Саргассово море преподнесло неприятные сюрпризы: метеосводки передали информацию о надвигающемся шторме. Сначала пришлось отбиться от урагана «Бони», затем изменить курс и срочно на скорости в 130 миль в час уйти в северо-западном направлении.
Но парусник и здесь попал в полосу ураганов. Пришлось бороться с сильнейшими ветрами. На подходе к Чарльстону судно опять трясло, теперь уже под натиском других, не менее опасных ураганов «Даниэль» и «Иван». Самые большие опасности подстерегали Конюхова в знаменитом Бермудском треугольнике.
Это небезызвестное место славится тем, что здесь без вести пропадают корабли и происходят крушения самолетов, как будто действует какая-то мистическая сила. Парусник «СГУ» лишился части парусов, и яхта стала неуправляемой. К счастью, ураган всё же стих, и на помощь Конюхову пришли американские рыбаки.
Яхта потеряла паруса, была изрядна потрепанной штормовыми ветрами, но все же смогла 7 сентября 1998 года войти в гавань Чарльстона. В порту его ждали и поздравили с завершением квалификационной части путешествия.
Подготовка к старту яхтенной гонки
Во время интервью Конюхова неоднократно спрашивали о том, почему он не берет с собой попутчиков. Ведь вдвоем или втроем и веселее, и будет взаимовыручка в случае непредвиденных обстоятельств. Но у Конюхова сложный характер, и мало кто может следовать его ритму жизни, иметь такую же огромную жизненную энергию и неиссякаемый запас сил для многомесячных странствий наедине с океаном и волнами.
Поэтому сперва у него были попутчики, но они разбежались кто куда, а новых компаньонов Конюхов и искать не стал. Да и в этом есть преимущество в экономии средств, т. к. реализация проектов требует большой спонсорской помощи.
Путешествия для Конюхова — это зов души, возможность самореализации, ощущения настоящего счастья в единении с природой, в экстремальных условиях, вдали от людей и людских муравейников, небоскребов и иных проявлений цивилизации.
К началу сентября 1998 года Конюхов стал первым россиянином, который сдал квалификационный допуск к состязаниям. Его ждал долгожданный берег, и одна часть задачи была выполнена. Но путешественник был в тревожном состоянии: до старта гонки оставалось очень мало времени, а его яхта была побитой, требовался большой ремонт. Но Конюхов не был бы Конюховым, если бы испугался трудностей.
26 сентября в гавани Чарльстона прозвучал залп пушек, возвещавший начало гонки одиночек «Around Alone». Бороздить просторы океанов устремились яхты из пятнадцати стран, включая Россию. Российских участников было сразу двое: кроме Конюхова посоревноваться решил Виктор Языков, опоздавший к старту.
Он не смог стартовать вовремя, т.к. нужно было провести аттестацию парусника, проверку его технического состояния. Изначально в гонках хотели участвовать экипажи из 33 стран, по более половины отказались по разным причинам: не хватило спонсорских денег, не успели подготовить яхту и т. д.
Соперниками Федора Конюхова были очень опытные гонщики, которые ранее неоднократно выигрывали подобные соревнования. Первая часть яхтенной гонки должна была проходить до Кейптауна, добираться туда — это расстояние в семь тысяч миль. Всего организаторы «Around Alone» запланировали четыре этапа.
Проблемы в начале марафона
На исходе 1998 года яхта Конюхова уже находилась между Южной Америкой и африканским континентом, пройдя половину пути до финиша. Но вдруг с парусника поступил сигнал бедствия. От яхты начал отваливаться киль. Через крепежные отверстия киля на судно стала попадать вода.
Причиной аварии были сильные ветра, которые дули в течение всего месяца гонки. Яхта в итоге не выдержала массированной атаки встречных волн, т. к. бороздила океан против ветра. Авария должна была стать причиной схода путешественника с дистанции. На тот момент из-за подобной ситуации уже сошел с гонки канадец С. Рэйдл.
Но Конюхов решил выбраться на Берег слоновой кости, подтянуть там киль и продолжить путь на паруснике в сторону юго-запада. Но была еще одна беда: заканчивалось продовольствие. На подходе к Кейптауну случилось новая напасть: «СГУ» столкнулся с китом, который сильно ударил хвостом по паруснику.
Удар был выдержан, но осталась большая вмятина на борту. Но яхта вовремя пришла в порт, оставалось даже полдня до контрольного срока. В Кейптауне Конюхов предстал сильно загоревшим, обдутым ветрами, исхудавшим. Нужно было ремонтировать судно, и на помощь пришли российские механики из других кораблей.
Второй этап гонки
5 декабря 1998 года наступил следующий этап гонки. До старта этого этапа не добрались двое участников. Конюхов не успел отремонтировать киль, проверить электрооборудование, заменить паруса, пополнить запас еды, поэтому задержался в Кейптауне на лишние сутки.
Но ему и еще одному американцу Робину Дэви, который тоже был вынужден отложить старт на сутки, оргкомитет соревнований разрешил следовать вдогонку за фарватером. Но следующий день оказался понедельником, а у бывалых моряков и путешественников по просторам океана есть примета, что в понедельник ни в коем случае нельзя отправляться ни в какое серьезное плавание, иначе быть беде в пути.
Решено было задержаться еще на сутки и стартовать во вторник. А тем временем лидером гонки стала отважная женщина, гонщица из Франции Изабель Аутисье. Из гонки успели выбыть еще два участника, попавшие в бурю, которая изрядно потрепала их гоночные яхты. При таких обстоятельствах у Конюхова начался очередной этап марафона.
Ему нужно было догонять ушедших в отрыв конкурентов и при этом не попасть в очередной переплет. Что касается второго участника гонки из России В. Языкова, он пока был в гонке, но успел сильно повредить руку, опоздать на целую неделю на старт одного из этапов, и теперь он был в числе аутсайдеров гонки.
Фавориты соревнований уходили все в больший отрыв. Впереди маячили опасные сороковые широты, где ревели ураганные ветра. Опасными были просторы вплоть до новозеландских берегов. Вскоре от Конюхова перестали поступать сигналы и сообщения.
Гоночный комитет понял, что с прославленным путешественником опять стряслась беда. Он не отвечал на запросы, а белые точки на электронном онлайн-карте показывали, что «СГУ» сперва неожиданно поменял маршрут, а потом и совсем застыл на месте.
Конюхова за неожиданные повороты то на север, то на запад уже успели прозвать «Мистер Зигзаг», но здесь уже были не отклонения от курса, а стоянка на месте, причем долговременная. В тех краях в это время дули холодные ветра с Антарктиды, ожидался шторм.
Но вскоре от гонщика поступил короткий сигнал, что он движется верным курсом, но никто не мог понять, как это обратный курс является правильным направлением. Прошло два дня, и яхта Конюхова, судя по изображениям в Интернете, стремительно понеслась вперед, видимо в надежде еще догнать ушедшую далеко вперед армаду.
А Конюхов вышел в эфир, сообщил, что с ним все порядке, и поделился с поклонниками и болельщиками рецептом алкогольного напитка собственного приготовления. Организаторы соревнования прочитали в сообщении, что такой напиток состоит из водки, рома, коньяка, перца и меда, и успокоились.
Они решили, что если принять такой напиток, то любой путь будет считаться правильным, что этим были и вызваны странности в резкой смене курса. Но для Конюхова на самом деле этот напиток был лекарством от простуды и профилактикой хандры. Это горячительное средство он принимал редко и всегда в очень небольших дозах, а водку он совсем не пил.
К тому же Федор очень мало спал. Во время той остановки Конюхов отметил день рождения, ему стукнуло 47 лет. На самом деле истинными причинами «топтания на месте» были ремонтные работы по устранению недостатков в электрооборудовании. Эти проблемы делали парусник трудноуправляемым, но Федор смог справиться и с этой проблемой.
А тем временем лидеры гонки попали в сильный шторм. Циклон привел к страшным последствиям для регаты, которая пересеклась с армадой «Around Alone», погибло семь спортсменов. Лидировавшая в марафоне И. Аутисье повредила свой парусник, и ей пришлось на несколько часов зайти в порт для устранения неисправностей.
Британский яхтсмен М. Голлинг был дисквалифицирован из-за того, что сел на мель почти возле финиша этапа, у берегов Новой зеландии. А русский гонщик тем временем опять попал в передрягу. На этот раз его яхта попала в скопление айсбергов. В эфир даже стала поступать информация, что Конюхова смыло за борт.
К счастью, Федор смог выбраться из опасной зоны, но ценой сильного отклонения от маршрута гонки. В интернете тут же развернулась дискуссия о том, нужно или нет наказывать русского гонщика. Одни считали, что его надо обязательно снять с участия в марафоне, другие — что наоборот, надо наградить призом зрительских симпатий за неоднократное проявление воли к победе.
Дисквалификация как продолжение кругосветного путешествия
Путешественник Фёдор Конюхов во время приключений в айсбергах сломал носовой парус, и его финиш второго этапа состоялся с опозданием в сутки. Международная поддержка болельщиков привела к следующему вердикту насчет продолжения гонки Конюховым.
Ему разрешили участвовать в оставшихся двух этапах по маршруту «Новая зеландия — Уругвай — США», но баллы не начислять. Стало ясно, что ему даже теоретически уже не видать победы в гонке. Теперь он не участник соревнования, а просто путешественник, который будет пытаться дойти до финиша любой ценой, невзирая на все технические трудности, поломки, ураганы и прочие проблемы.
В Окленде состоялась встреча Федора с Э. Хиллари — покорителем Южного полюса и Джомолунгмы — высочайшей вершины планеты. Путешественники долго общались, вспоминали прошлые путешествия и рассказали друг другу о своих планах на будущее.
А тем временем в гонке осталось всего 12 парусников. Оставшиеся два этапа тоже были полны приключений и происшествий. Конюхов в свое время стал первым русским, который совершил одиночное кругосветное плавание. Теперь это он смог сделать в третий раз.
На пути к финишу ему снова пришлось пробираться через таинственный Бермудский треугольник, доставивший ему столько хлопот на первом этапе марафона. Он не стал победителем соревнования, но 26 мая 1999 года вся планета ему в душе рукоплескала.
Телевидение всех стран показало не только победителя гонки, но и счастливого россиянина в кругу друзей и близких, которые встречали его на американской земле. Яхта «СГУ» стала известна на весь мир как скромный с виду парусник, который смог финишировать в этой труднейшей кругосветке, несмотря на все сложности в пути, в то время как большинство яхт первого класса так и не дошли до финишной точки.
А впереди прославленного русского путешественника ожидало еще немало грандиозных гонок, кругосветных путешествий и исследований нашей планеты. Фёдор Конюхов — поистине Гражданин океана, который в одиночестве семнадцать раз пересек Атлантический океан, пять раз участвовал в кругосветных плаваниях, в одиночку побывал на обоих полюсах Земли.
Кроме того, ему удалось покорить все самые высокие горные вершины планеты и несколько раз войти в «Книгу рекордов Гиннесса». В качестве транспорта он использовал не только яхты, но и весельные лодки, собачьи упряжки, велосипед, воздушный шар и многое другое.
Кроме путешествий, Федор Конюхов успевает активно заниматься и другими делами: является православным священником, написал много интересных книг о своих увлекательных приключениях, занимается живописью.
Русское географическое общество организовывало выставку его картин. Талант этой великой личности огромен, и страна гордится этим человеком, патриотом своей Родины, гражданином океана.