Аннибале Карраччи достиг вершины славы у себя на родине, где еще в молодом возрасте был признан искусным мастером живописи. Успех в Болонье придал ему уверенности в своих силах и таланте, и он направился на завоевание Вечного города. Прошли годы и, как пишут его современники, «Рим пал к его ногам».
Аннибале родился осенью 1560 г. в семье известного в городе закройщика и портного Антонио Карраччи. Это была уже сложившаяся династия, и Антонио думал о том, чтобы хоть один из его двух сыновей продолжил семейную традицию и стал главой успешной швейной мастерской. Но, мечтам отца, увы, не суждено было сбыться. Оба его сына с раннего детства увлеклись рисованием и как оказалось в дальнейшем, это стало их призванием.
Отец юношей посчитал, что это было влияние его племянника Лодовико, который стал первым в династии ремесленников живописцем. Это утверждение не лишено правдоподобия, поскольку все братья дружили и часто собирались вместе, даже став взрослыми.
В архивах сохранилось немало документов, из которых можно почерпнуть интересные сведения об обучении Лодовико и Агостино в мастерской художника Бартоломео Пазаротти. Однако о первых шагах в живописи Аннибале ничего не известно и в числе учеников он не значится. Но его ранние работы говорят сами за себя. Они явно написаны в манере и технике Пазаротти. Может, юноша просто учился на их работах и подражал своим братьям.
Некоторые искусствоведы полагают, что Аннибале учился в мастерской П. Фонтаны, другие говорят о совсем незнакомых ныне именах… Да и суть не в том, кто был первым учителем способного юноши. Почти все исследователи согласны с тем, что на формирование стиля всех братьев повлияло популярное в то время художественное направление, так называемый «поздний маньеризм».
Первые гравюры художника появились в 1581 г. Затем Аннибале представляет публике картины, которые моментально вызывают большой интерес у творческой элиты и вызывают громкую сенсацию. Родоначальники маньеризма — Фонтана и Пазаротти — возмутились неслыханной дерзостью молодого человека, который позволил себе обойти каноны стиля, создав нечто новое.
Речь идет о «Распятии для алтаря в храме Сан Николо. Многим посетителям картина казалась созданной в стиле маньеризма, но не Фонтане и Пазоротти, которые увидели новую технику письма, полностью противоречившей маньеризму и словно бросающей открытый вызов обветшавшей доктрине живописи.
С 1582 по 1584 год братья Карраччи работали над росписью залов дворца Фава. В каждом зале была своя тема для фресок. Это сценки о похищении Европы, приключения Ясона и история Энея. Но все фрески выполнены в едином стиле, что было бы невозможно, если бы залы расписывали разные мастера.
Изучив творчество Николо дель Аббате и его росписи во дворце Поджо, братья применяют композицию в форме фриза, которая тянется по периметру всех залов. Эта бесподобная совместная работа принесла молодым мастерам огромный успех, которому недобро позавидовали их коллеги. Они постарались рассорить их, распространяя слухи, что все росписи делал исключительно Аннибале, а другие братья лишь мешали краски да подавали кисти…
Нужно отдать должное современникам Карраччи, которые лишь посмеялись над глупой и завистливой выдумкой. Многие сами видели, как дружно работали братья и выделить кого-то одного, как более усердного или более талантливого было невозможно. Однако в наше время некоторые искусствоведы почему-то засомневались в авторстве фресок и аргументируют свои сомнения целостностью росписей во всех трех залах.
В 1585 г. Агостино и Аннибале побывали в Парме, чтобы ближе ознакомиться с работами Корреджо. В письме к Лодовико Аннибале восторженно пишет: «Здесь все поразительно! Как все правдиво! Персонажи с такими естественными улыбками, что я улыбаюсь в ответ». Затем добавляет: «Мы хотим побыстрее овладеть техникой этого гения, чтобы унизить своих недругов».
Мастер ошибся. Вернувшись он создал два полотна, где ясно видно влияние творчества Корреджо («Крещение Иисуса»). Завистники не успокоились, они на всех перекрестках критиковали эти работы. Аннибале хотел покинуть город, но братья уговорили остаться.
Он совершает вояж по регионам севера Италии. В 1587 г. он побывал в Венеции, ознакомился с творчеством Джорджоне, Тициана и Веронезе. Аннибале был в восторге от их картин и вернувшись домой не уставал повторять, что мастера из Венеции лучшие в мире. Это восхищение продолжается до поездки в Рим, где он будет долго пребывать в восторженном состоянии от творений Микеланджело и Рафаэля.
В 1585 г. братья приняли нелегкое решение основать Академию живописи. Лодовико стал директором. Аннибале преподавал технику рисунка. Агостино читал лекции по многим общим вопросам и даже истории религии. Первокурсников учили как объективно оценить свою работу и других. Кто не мог доказать, что нарисовал отличный рисунок, публично его уничтожали. Проходили конкурсы, в жюри приглашались известные мастера. Школа стала образцом для создания европейских академий XVII столетия.
Каждый Карраччи стремился к построению своей карьеры. Они нередко даже соревновались в успешности. Например, у кого в месяц будет больше заказов. Но старшие стали потихоньку уступать пальму первенства Аннибале. У него не было отбоя от заказчиков. Слава о нем как о самостоятельном выдающемся живописце, достигла Рима. В 1595 г. его приглашают прибыть ко двору кардинала Фарнезе. К этому времени мастер уже был готов достойно показать свои силы в Вечном городе.
Аннибале расписывает плафон в кабинете дворца кардинала. Спустя два года он оформляет плафон главной дворцовой галереи. Фрески — иллюстрации к «Метаморфозом» Овидия. Они созданы под впечатлением от работ Микеланджело.
При дворе Фарнезе он пробыл около 10 лет. Мастер не ограничивается росписями фресок. Он пишет картины любого формата для аристократических кругов, алтарные образы для храмов и соборов, пишет великолепные пейзажи.
В 1599 -1600 гг. Карраччи пишет грандиозную «Пьету Фарнезе», а через три года величественную «Domine, quo vadis?». В это же время появляются полотна: «Бегство в Египет» и «Положение во гроб»…
В 1602 г. мастер начинает оформлять капеллу Эррера де Сан Джакомо и пишет серию зарисовок и набросков. К сожалению, воспользоваться ими ему не удастся. Фрески закончат его талантливые ученики.
С 1605 г. ревматизм лишит художника возможности рисовать. Он только наблюдает за работой, совсем немного рисует и создает великолепные гравюры. В середине жаркого лета 1609 г., 49-летний Аннибале закончил свой земной путь, чтобы остаться на века в памяти благодарных потомков.