О жизни Микеланджело да Караваджо можно сказать одной строкой М.Ю. Лермонтова «А он, мятежный, просит бури…». В детстве он плохо учился, его нельзя было назвать примерным христианином и надежным другом… Он ушел из жизни отверженным, каким и жил, в больнице, заразившись малярией.
К его остывающему телу подошел лишь дряхлый священник, которого позвали, чтобы он помолился о заблудшей душе. Но священник не ведал, сколько всего было на душе этого великого человека, да ему это было безразлично. Он и имя умирающего услышал первый раз в жизни…
А на счету Караваджо: убийства, пьяные драки… Но его творения украшают экспозиции самых знаменитых музеев мира. Ему покровительствовали самые влиятельные люди того времени. Но он не стремился к богатству. Он был единственным, кто видел красоту там, где ее быть не должно.
Микеланжело Меризи появился на свет в Милане 29 сентября 1571 г. Мальчику исполнилось пять лет, когда от эпидемии чумы, смерчем пронесшейся по странам Европы, в один день умерли отец и любимый дед. Осталась мать, которая всеми силами старалась хоть как-то накормить своих детей мал мала меньше.
Конечно, женщине некогда было думать о воспитании детишек. А они целыми днями слонялись по улицам, выпрашивая еду, а если подвернулся случай то и что-нибудь тащили из лавки. Это была их первая школа, которая учила их реальной жизни.
Милан был центром торговли. Сюда стекались бродяги, воры, убийцы и шарлатаны со всей Европы. Они мечтали об удаче, которая им, наверняка, улыбнется в этом славном городе. Они надеялись на это и ничего не боялись. Подросток быстро усвоил эти правила. В 12 лет он уже хорошо владел шпагой.
В 13 лет он устроил серьезную потасовку в таверне и угодил в тюрьму. Он пробыл там не долго, а когда вернулся домой, мать определила его в мастерскую Петерцано. Женщина очень надеялась, что занятия помогут ему встать на правильный путь, но ее горячие молитвы не были услышаны, а надежды не оправдались.
После занятий подросток вновь спешил в таверну. Драки и различные сроки в тюрьме — все это стало нормой его жизни. Но еще ему нравилось рисовать, и он старательно работал над каждым заданием. Судьба сделала неожиданный поворот.
В 1590 г. умерла мать. Он получил небольшие деньги и загулял… Все в той же таверне он в ходе драки убил человека и бежал… в Рим, надеясь, что со своим талантом сумеет без труда найти там работу. В эти годы в Италии шла непримиримая борьба идеологий, и живопись служила мощным инструментом католической церкви в сражении с протестантами.
Она должна была раскрыть для простых людей основы христианства, показать красоту райских садов, ожидавших их в другой, лучшей жизни. Все изображения должны быть идеальны без грязи и уродств. Прихожанин мог обрести счастье, лишь испытав страдания в земной жизни.
Но творчество Караваджо стало вызовом общественности, он шел своим путем без компромиссов. Он не желал копировать и не верил знаменитым полотнам. Эпидемия чумы, ясно показала, как хрупка жизнь. И он создает первый в Италии натюрморт.
Фрукты и смерть. Что общего усмотрел в этом живописец? Да и рисунке ничего примечательного, но он отражает мировоззрение мастера. Каждый фрукт уже обозначен пятном гниения, жухлые листья. Это переход от жизни к смерти без украшательства, только суровая реальность.
Это стало началом. Талант мастера, его стремление идти против традиций отчетливо видны в «Кающейся Марии Магдалине». Прожив несколько лет в трущобах, он прекрасно знал, как может выглядеть такая женщина, которая в какую-то светлую минуту решила покончить с прежней жизнью.
На эту тему в эпоху Возрождения создавали картины многие живописцы. Например, Джампетрино скорее наслаждается, изображая красивое молодое тело, рыжие распущенные волосы, В этой картине много кокетства, чтобы привлечь внимание мужчин. Так не раскаиваются, так соблазняют…
Полотна Тициана и Джордано почти копируются по символам и стилю письма. Рассматривая эти картины, довольно трудно поверить в искреннее раскаяние. Глаза по традиции возведенные к небу, декольте (раскаяние и сексуальность?), обязательное присутствие черепа, напоминающий о скоротечности жизни, и где-то в углу закрытая книга, которая должна привести к спасению. Чем-то напоминает театральную декорацию. Но Караваджо стремился изображать действительность, только реальную действительность.
Магдалина полна раскаяния: глаза опущены, она скорбит. Если человек решил сменить свой образ жизни, то он обратится к своей душе. На картине результат, последствия эмоциональной встряски, о чем красноречиво говорят разбросанные драгоценности. Здесь вы не увидите кокетства.
Молодая женщина в скромном, но современном платье. Караваджо будто говорит, что подобные истории существуют и сейчас в обычной жизни. На полотне нет символов святости: голеньких херувимчиков, креста и даже неба. Зритель видит мрачную комнату, только что наступил рассвет.
Единственный слабый луч восходящего солнца проник в комнату, но Мария еще не видит его. Так Караваджо изображает переломный момент в жизни Марии. Возврат к прошлой жизни для нее закрыт, а новая еще только забрезжила. Она застыла между ними в неопределенности. Экскурсовод всегда советует обратить внимание на руки женщины.
Так держат ребенка. И художник, таким образом, изображает рождение веры. Эта картина стала явлением в искусстве живописи и о Караваджо заговорили… За большие деньги картину приобрел Винченцо Джустиниани. Караваджо стал сенсацией. В 26 лет он покорил Рим. Заказы поступают десятками. И он творит, словно одержимый, без эскизов, по пять-шесть больших полотен за год.
И вот наступил его звездный час: заказ на изображение св. Матфея. Художник получил признание, его творения притягивали зрителей, как магнит, их желали приобрести истинные ценители искусства. А ему судьба бросила вызов — стать орудием пропаганды католицизма. Это мечта любого мастера. Это мировая слава, большие деньги и бессмертие…
Летом 1599 г. он принял заказ написать две картины о евангелисте св. Матфее. Это был судьбоносный заказ. Сначала его взялся исполнить Чезари д’Арпино, но он писал очень медленно и заказ потерял. Караваджо обрадовался.
Но, когда задумался, то понял, что заказ непростой. Он должен написать призвание и мученичество святого. Мастер начал с мученичества, но работа не пошла. Он не хотел повторять то, что уже написано до него и написано гениями живописи. Караваджо начал с «Призвания св. Матфея».
Еще никто до него не изображал в картинах для храмов, ничего похожего! Мастер не желал писать мифический сюжет, религия для него — реальность. Ведь апостолы тоже раньше грешили. А Караваджо хорошо знал о грешной жизни.
В полутьме убогой таверны Матфей совершает противозаконную сделку. И в самый разгар входит Иисус. И нет привычных ангелочков. Все реалистично, лишь светлый нимб над головой Христа. За столом, кроме Матфея еще четверо. Но они безучастны. Двое пересчитывают деньги. Мальчик удивлен.
Страж приподнимается со стула, чтобы расправиться с неожиданным свидетелем. Лишь Матфей в одно мгновение понял все. В руке монеты, но взгляд устремлен на Христа. Другой рукой он показывает на себя, молча спрашивая: «Вам нужен я?». Смысловым центром стал луч света, освещающий лицо Матфея и руку Христа, указывающую на него.
После создания этого полотна, мастер точно знал как изобразит смерть Матфея. Это сцена ужасает зрителей. Мастер полностью игнорирует правила живописи. Искусствоведы часто сравнивают это полотно с произведением Веронезе «Мученичество св. Георгия», где ничего не говорится о страдании. Святой спокойно воспринимает конец своего земного пути.
Мастер пишет небо, и ангела, протягивающего святому пальмовую ветвь. Но Матфей смотрит на своего убийцу. Все это творится в храме. За персонажами просматривается алтарь. Движение от центра к краю, словно пытается перейти в реальность.
Все разбегаются и лишь Караваджо печально созерцает эту ситуацию. Он знал не понаслышке, как страшно убийство, какой дикий ужас гонит прочь людей, подальше от происходящего. С горечью переносит он свой опыт на холст.
«Мученичество св. Матфея» приносит автору славу. У него много заказов на религиозную тематику. Но каждая картина вызывала общественный скандал. От «Успения Богоматери» заказчик отказался. Прошли слухи, что мастер рисовал Деву Марию с трупа девицы легкого поведения.
Папа Павел V заказал мадонну для собора Святого Петра. Но «Мадонна со змеей» была спешно убрана из храма, поскольку образ богоматери был списан с непутевой подруги живописца, Элен. Слава мастера росла, но художник вел себя все более вызывающе. Судебные разбирательства стали рядовым событием в его жизни.
История повторялась. Это произошло летом 1606 г. Художник проиграл 10 эскудо Рануччо Томассони. А он не умел проигрывать. Началась драка. Художник смертельно ранил своего напарника и тот не дожил до утра.
Поскольку погиб юноша из знатной семьи, то по городу развесили листовки: где говорилось, что Караваджо вынесен смертный приговор, а за его поимку будет награда. Художник бежал в Неаполь, а затем на Мальту.
В жизни художника вновь произошел крутой поворот. Здесь он создал величественное полотно и был принят в Мальтийский орден. Да, он не был ангелом или примерным христианином. Но он был гением живописи, который страстно мечтал о спокойствии, но находил вдохновение в страстях. В 35 лет он сбежал из Рима, вел тихую жизнь и писал великолепные картины.
Он знал, что на его душе камнем лежит смертный грех. Раскаяние мучило, он часто не мог уснуть. Результат — полотно «Давид с головой Голиафа». Присмотритесь внимательнее к голове Голиафа. Это автопортрет художника.
Караваджо написал изумительный портрет магистра А. де Виньякура в виде св. Иеронима. Магистр подал прошение в Рим и все было решено. Художник надел черную одежду госпитальеров. Как благодарность он написал огромное полотно (3 х 5,5 м) для оратории. На него смотрели рыцари, когда распевали псалмы.
«Усекновение главы Иоанна Крестителя» — одно из произведений, определивших развитие живописи. В ней воплощены: реализм, манера исполнения, композиционное решение и даже эмоциональность персонажей. Зрители, словно участвуют в событии, которое не оставит равнодушным никого.
Слегка освещенный зал и рыцари в черных одеждах негромко поют псалмы. Рядом гигантское полотно. Палач хладнокровно отсекает голову. Бежать бессмысленно убийство свершилось. И голова сейчас, прямо на ваших глазах, отделится от тела.
Взгляните на руки персонажей. Мышцы палача напряжены. Чуть выше вялая рука Иоанна. Жест тюремщика, который указывает, что голову надо положить на блюдо. А вот и Саломея. Это молодая девушка в простеньком платьице. Произошедшее поразило ее, руки царевны словно дрожат, когда она держит блюдо.
На лице Саломеи скорбь. Поднимите взгляд и вы увидите руки пожилой женщины, закрывающей лицо. Направо руки узников, которые царапают подоконник. Связка ключей на поясе стражника. Это тонкий намек на ключи св. Петра. Это единственная картина, которую подписал художник. А подпись он сделал поверх крови, которая вытекает из раны Иоанна.
Судьба вновь сыграет с ним злую шутку. Отмечая вступление в орден, художник с рыцарями много пили и кричали, расходясь по домам. От шума проснулся старик. Он начал их увещевать, но когда это не помогло, облил их грязной водой. Караваджо вбежал в дом, избил старика и несколько раз ударил ножом.
Старик выжил, но утром художник уже был в темнице. Правда у него имелись влиятельные покровители. Караваджо сбежал в Неаполь. Художника исключили из ордена. Но шедевр по-прежнему украшал храм. Художник был задержан и получил сильнейшие побои, изуродовавшие его лицо.
Но вдохновение не покинуло Караваджо, и он снова стал писать. «Саломея с головой Иоанна Крестителя», «Отречение Петра», «Мученичество св. Урсулы». Эти полотна он подарил Риму в обмен на прощение. Через четыре года он вновь направился в Рим.
Для проверки нужно было получить разрешение в крепости Пало и он снова угодил в тюрьму. А когда вышел, то узнал, что судно покинуло порт. В отчаянии Караваджо решил догнать его через Меремму, где в то время была эпидемия малярии. Окончание своего земного пути Караваджо принял в Порто-Эрколе 18 июля 1610 г.