Ян ван Гойен родился 13 января 1596 г. в Лейдене, в семье сапожных дел мастера. В 10-летнем возрасте мальчик был отправлен на учебу в мастерскую живописи. Однако требования учителей ему были не по нраву и за два неполных года у него сменилось четыре мастера: Конрад Адрианс Шилперорт, Изак ван Сваненбург и Ян Арентс ле Ман.
Поскольку дарование подростка замечали все учителя, то родители приняли решение отправить его в Хорн к пейзажисту Виллему Герритсу, где он провел два года. Затем еще год Ян проходил обучение у Эсайаса ван де Вельде в Харлеме. Влияние этого мастера, можно заметить в картинах Гойена раннего периода.
Ван Сваненбург прекрасно писал полотна на исторические темы, другие мастера изображали пейзажи. К сожалению, их творения были утеряны и искусствоведы стараются установить как традиция лейденской школы повлияла на творчество художника ван Гойена.
Он писал картины, продавал их и работы других мастеров, а еще его часто приглашали для оценки различных предметов искусства, как знающего эксперта. Он всегда стремился к богатству, поэтому занимался еще и торговлей недвижимостью, участками земли и даже луковицами тюльпанов. Но особого, достаточно устойчивого финансового положения достичь так и не сумел.
В 1631 г. мастер с семьей перебрался в Гаагу, где прожил до конца своих дней, продолжив тщетные попытки стать богатым предпринимателем. К 1656 г. сумма его долга превысила 18 тыс. гульденов. К счастью, неблагоприятное финансовое положение не повлияло на его творческий настрой.
С 1620 года мастер начал указывать дату завершения своих творений, поэтому искусствоведы смогли досконально изучить эволюцию его стиля. Ван Гойен — один из основоположников «реалистического» пейзажа в Голландии. Его пейзажи часто включают также различные здания и небольшие группы людей. Художник писал их яркими красками и обводил коричневатым контуром.
Гойен создал несколько серий на тему «Времена года», напоминающих традицию мастеров конца XVI века. Да, и в композиции можно без труда заметить несомненное влияние творчества Яна Брейгеля с его жанровыми сценками.
В 1625-1630 манера письма мастера меняется. Яркую колористику сменяет монохромная палитра. Композиционное решение очень простое, выделена группа деревьев, домиков или несколько дюн, изображенные в одном из нижних углов полотна. Утрачена живость пейзажа и красота произведения зависит только от череды светлого и темного участка.
С 1630 г. главную роль в его пейзажах играет водное пространство. Стоит отметить, что в это же время Саломон ван Рейсдал при помощи аналогичной техники изображает живописные озера и реки Голландии.
Многие историки искусства утверждают, что эти живописцы имели тесные дружеские отношения и, возможно, делились некоторыми секретами творчества. Однако Гойен добивается исключительной виртуозности изображений. Это тщательная детализация и динамизм маньеризма, которые так характерны для периода 1620-1625 годов. Впоследствии эти приемы все чаще заменяются экономной структурой произведений.
Нижнюю часть полотна, занимающую около четверти композиции, художник делит на воображаемые зоны воды и суши. Их ритм создается небольшими деталями (лодки, животные, здание…), которые выполнены с неподражаемым изяществом.
Мазок мастера всегда очень точен и виден (как у Хальса), он оживляет картину. Облака, словно вереница белых лебедей (очень характерная деталь у голландских мастеров), медленно проплывают по небу. Небо у живописцев той эпохи почти всегда занимает более половины полотна, этим мастер старался придать особую величественность своему произведению.
В поздний период творчества мастера, композиция становится значительно проще. Возможно, мастер просто не успевает ее детально продумать, поскольку заказов становится все больше с каждым годом. Гойен подготовил довольно много этюдов с натуры.
До 1625 года он писал исключительно пером, а потом — карандашом. Сохранились сотни его набросков и десятки альбомов с эскизами. На многих листах указана дата, а если присмотреться к зданиям, то можно ориентировочно сказать, в каком месте был сделан тот или иной эскиз.
В мастерской эти эскизы Гойен использовал для написания картин. Однако, стоит учитывать, что хотя многие произведения кажутся «реалистичными», на самом деле придуманы. Реализм живописца в его таланте и мастерстве точно изобразить природу Голландии: реки, озера, небо…
В 1651 году для городской мэрии Гойен написал «Вид Гааги». Мастер прославился еще при жизни, это подтверждает огромное количество подражателей и заказы от короля. На рубеже XVIII — XIX веков его творчество было забыто.
Критики рьяно упрекали его в монотонности. Только при импрессионистах творчество Яна ван Гойена, как и Франса Хальса, было открыто заново. Художник оставил после себя богатое наследие, его полотна экспонируются в музеях Голландии, в других странах Европы и США.