Художники        09 октября 2020        13         0

Основоположник французского классицизма — Никола Пуссен

Никола Пуссен родился в 1594 г. в небольшой нормандской деревне в довольно зажиточной крестьянской семье. Первые знания о живописи мальчик получил от художника К. Варена, имя которого случайно сохранилось в церковных книгах этой местности.

Основоположник-французского-классицизма-Никола-Пуссен

В 1612 году, 18-летний юноша направился в Париж к известному мастеру живописи Ж. Ааллеману. Здесь он познакомился с поэтом Джамбаттистой Марино, который несмотря на молодость художника попросил его нарисовать иллюстрации к поэме «Адонис».

Талантливый живописец довольно скоро почувствовал разочарование в методике обучения и в 29 лет поехал в Венецию, а затем в Рим. Здесь художник, который уже получил известность на родине, некоторое время усердно изучал скульптуру у Доменикино Дзампьери (Domenichino Zampieri). Кроме того Пуссен стремился расширить свои знания по общим дисциплинам и поэтому с большим рвением к наукам, основательно штудирует огромный перечень трудов видных ученых.

Это время было годами поиска своего стиля. Полотна носят явные нотки подражательства известным мастерам, в том числе Микеланджело да Караваджо. В них усилены эффекты, достаточно перегружена композиция, несколько резок ракурс фигур, утяжеленные тени. «Смерть Св. Эразма» создана по заказу для храма Св. Петра (впоследствии ее заменили копией из мозаики).

Основоположник-французского-классицизма-Никола-Пуссен-1

Никола Пуссен «Смерть Св. Эразма»

В начале 1630-х стиль Николы Пуссена меняется. Колорит под несомненным влиянием венецианской школы и Тициана становится заметно теплее. Он создает великолепное полотно «Царство Флоры». Появляются полотна, которые можно отнести к раннему классицизму. На них изображены не только герои, совершающие подвиги, но и чувства. Все детали произведения подчинены единому центру с четким рисунком.

Основоположник-французского-классицизма-Никола-Пуссен-2

Никола Пуссен «Царство Флоры»

Мастер обрел могущественного покровителя, кардинала Ф. Барберини, для которого создал серию полотен «Семь таинств». Эти произведения по праву заслужили отличные отзывы и привлекли внимание общественности к мастеру. После написания полотен «Разрушение Иерусалима» и др. к Пуссену пришло признание не только в Риме, но и по всей Италии.

Тема многих произведений мастера словно содержит два аспекта: в одном участники события с их страданиями, мужеством и доблестью, во втором — идея, которой подчинены персонажи. Пуссен считает, что главное в обществе — это общественный долг.

Мастер все чаще использует для создания своих произведений мифы древней Греции и библейские сюжеты, однако его современники отмечают, что в этих картинах нашли свое воплощение передовые идеи и представление о роли личности. Пуссена все больше волнуют события национального развития и общественного подъема, переживаемых французами.

Смысл поступков персонажей выявляет структура произведения и упорядоченная композиция. Мастер смело отбрасывает все мелочи, противоречащие возвышенному смыслу сюжета. Пространство в картинах легко обозреваемо, планы расположены параллельно и строго идут по порядку.

Действие происходит на сравнительно небольшом участке первого плана. Персонажи располагаются, создавая впечатление реальности происходящего, говорят о значимости роли каждой фигуры. Поэтому картины Пуссена интересно разглядывать, не торопясь. В них имеет глубокий смысл каждое выражение лица и позы, значение жеста. Все персонажи, словно противопоставляются друг другу, это сделано с целью равновесия эмоций и эффектов.

Основоположник-французского-классицизма-Никола-Пуссен-3

Никола Пуссен «Разрушение Иерусалима»

Другая тема — единство человека и природы. Мастер довольно часто использует темы греческих мифов. Ему близко чувство гармонии и естественной радости бытия, которыми полны эти легенды. Стихия мифов оживает под его волшебной кистью в «Триумфе Флоры», «Воспитании Юпитера» и многочисленных вакханалиях.

Основоположник-французского-классицизма-Никола-Пуссен-4

Никола Пуссен «Триумф Флоры»

«Царство Флоры» по Овидию изображает персонажей, которые после смерти превратившихся в цветы и попавших в царство Флоры. Пуссен в своих творениях создает волшебный мир, повелителем которого является идеальный человек. Большая роль в этих картинах отводится гармонии красок.

Изумительная красочная гамма в золотых тонах предстает перед зрителем в картине «Венера и пастухи». Такое же весеннее настроение и в «Царстве Флоры», написанной в чистых тонах. Полотно «Ринальдо и Армида» притягивает взгляд яркими осенними и контрастными им сине-лазоревыми оттенками, которые полны ликующего счастья и страсти, пробудившихся в персонажах.

Основоположник-французского-классицизма-Никола-Пуссен-5

Никола Пуссен «Ринальдо и Армида»

Контраст теплых и холодных оттенков в «Танкреде и Эрминии» идеально подходит для передачи драматической взволнованности героев. Мастер в своих картинах воплощает немеркнущие идеалы красоты и героизма.

Он подвергает преображению и корректировке взятые из природы формы, чтобы они могли воплотить пластический идеал античного мира. Искусствоведы всегда отмечают в творчестве автора важную роль формы, рисунка, отдельной линии. Но самое большое значение мастер придавал композиции.

Основоположник-французского-классицизма-Никола-Пуссен-6

Никола Пуссен «Танкред и Эрминия»

1635 -1940-е годы стали для художника счастливым периодом жизни: кардинал Ришелье послал ему приглашение принять участие в росписи галереи Лувра. А король Людовик XIII назначил главным художником королевства. Здесь мастер получил много выгодных заказов, но приобрел недоброжелателей из числа живописцев, которые рассчитывали получить этот королевский заказ.

Интриги против Пуссена не прекращались ни на один день. В 1642 году он вынужден был вернуться в Рим. Здесь мастер продолжил работать над созданием произведений на тему мифов Древней Греции в классическом стиле. Современники отмечали, что мастер всегда очень тщательно готовился к созданию нового полотна.

Он даже лепил из воска крохотные фигурки, которые немного напоминали будущих персонажей его картин. Затем долго экспериментировал, создавая из них различные композиции и меняя освещение. Главным для него была линия и только потом цветовое решение. Пуссен явился автором т.н. «героического пейзажа», который служил фоном для действий персонажей картины.

В 1640 — 1650-х гг. мастера в основном интересуют темы философии. Читая Евангелие и Библию он останавливается на самых значительных, драматичных эпизодах. В истории античного периода его привлекает мораль стоиков. Гармонию жизни Пуссен вместе со своими героями обретает в поиске смысла жизни, отречься от всего суетного и преходящего, чтобы найти высшую истину и обрести гармонию с миром природы.

В этот период живописец Никола Пуссен создал еще один вариант «Аркадских пастухов», который вошел в сокровищницу мирового искусства. Простодушные и счастливые жители, обитающие в мифической стране пастухов вдруг задумываются о конце земного пути. Эта мысль не дает им покоя и они не могут примириться со смертью, когда вокруг такая красота природы.

И вот появляется прекрасная девушка, которая успокаивает молодых людей, поняв их печаль. Мастер в своих творениях призывал к мудрости, стойкости и примирению с судьбой. По его мнению, неотвратимость конца жизни не должна нарушать гармонию душевного состояния.

Математический расчет композиции, изумительное расположение фигур, скрупулезный отбор всех деталей, обобщает форму и дает ей ясность, освещение, при котором ясно видны все предметы. Все это приносит ощущение гармоничного покоя в душе. «Аркадские пастухи» — это яркая концепция классицизма.

Основоположник-французского-классицизма-Никола-Пуссен-7

Никола Пуссен  «Аркадские пастухи» первый вариант

Основоположник-французского-классицизма-Никола-Пуссен-8

Никола Пуссен «Аркадские пастухи»

В этот период творчества манера письма мастера становится строже и суровее, эмоциональный настрой — сдержаннее, его можно даже назвать скупым. Из полотен исчезла лирика жизни. Колорит уже не так богат и сочен, гамма красок включает в себя лишь несколько контрастных пятен, обозначая предмет. Художник Никола Пуссен ушел из жизни в 1665 году, оставив богатое наследие, крупицу которого мечтает получить любой музей мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.