Антонис ван Дейк появился на свет в Антверпене в 1599 г. и был седьмым из целой дюжины ребятишек состоятельного купца, торгующего редкими восточными тканями. В 10 лет его определили учиться к ван Балену, создававшему картины по сюжетам мифов Древней Греции.
В 1615 г. Антонис ван Дейк открыл свою мастерскую и написал «Автопортрет», который отличает необыкновенное изящество. Через три года юношу принимают в гильдию художников Св. Луки и он помогает Рубенсу в создании грандиозных полотен.
В 1620 г. мастером была создана серия из 13 досок, где он изобразил Христа с апостолами. Эти творения живописца можно увидеть в экспозициях крупных музеев по всему миру. В этот же период он пишет картины по сюжетам Библии, делая до пяти вариантов.
Художник Антонис Ван Дейк прославился созданием великолепных портретов. До него этот жанр в Европе практически не считался за живопись. Он автор сотен портретов и стоял у истоков создания так называемого «парадного портрета» XVII столетия. К портрету мастер подходил со всей тщательностью, он стремился показать интеллектуальность и эмоциональность своей модели. Ему не был безразличен даже характер этого человека.
Ван Дейк берет заказы у состоятельных горожан на написание семейных портретов. Подобные портреты часто писали в Нидерландах еще с XVI в. и художник уверенно продолжает эту традицию и даже технику письма, идеально передает движения, жесты, взгляд. Это новаторство ван Дейка, внесенное им в жанр портретов. По ним не сложно составить психологический портрет человека или семейной четы.
В 1620 г. граф Эрендел прислал приглашение, предложив ван Дейку стать живописцем при его дворе. За довольно непродолжительное время мастер создает несколько портретов графа и его домочадцев. В 1621 г. он отправляется в Италию в составе приближенных супруги графа. Он ненадолго посещает свою родину и пишет две изумительные картины, в т. ч. портрет Изабеллы Брант.
В Италии художник прожил 6 лет, изучая шедевры мастеров Возрождения. Он пришел в восторг от творений Тициана, Тинторетто и Веронезе. И, чтобы лучше понять технику итальянских школ живописи, рисует с натуры, копирует известные картины. Все это наследие входит в т. н. «Итальянский альбом» живописца.
Постоянным местом жительства мастер выбрал Геную, но бывал во всех итальянских городах, где заказы на создание портретов текли к нему могучей рекой. Например, «Портрет кардинала Бентивольо», который гармонично сочетает внешнюю респектабельность и богатый внутренний мир этого человека.
В 1624 г. мастера приглашает в Палермо правитель Сицилии для создания его портрета и грандиозного полотна для храма «Мадонна четок». В Генуе модный и очень востребованный портретист выполняет парадные портреты, где изображен богатый мир знатных аристократов.
Он рисует их в полный рост на фоне величественных дворцовых построек, увитых виноградными лозами террас, живописных пейзажей, в горделивых позах с эффектными жестами. Персонажи одеты в роскошные костюмы, и художник тщательно прорисовывает структуру ткани, складки и различные аксессуары, еще более подчеркивающие значимость этих людей в обществе.
Однако мастеру нравится писать портреты стариков, на их лицах осталась отметина от радостей и печалей, встретившихся в их нелегкой жизни. А еще ван Дейк рисует очаровательных детишек. Ему принадлежит авторство в написании первого парадного группового портрета детей.
В 1627 г. художник вернулся на родину и прожил здесь пять лет. Мастер очень популярен, со всех уголков страны поступают выгодные заказы. Он создает полотна для больших храмов в окрестностях Антверпена, портреты состоятельных и знатных горожан, картины на темы мифов Древней Греции.
Для королевы Англии мастер пишет образ «Богоматери с куропатками». Хотя материя костюма и многочисленные украшения изображены со скрупулезной точностью, однако художник пишет свободно, широко и динамично, большими мазками. По портретам написанных ван Дейком несложно понять характер его моделей.
Семь лет, начиная с 1626 года, мастер пишет целую галерею портретов известных личностей в графическом изображении, которая была названа «Иконография». Для офортов он делает с натуры наброски или копирует с портрета, а затем некоторые офорты выполняет сам, другие — граверы.
Всю серию можно условно разделить на большие группы: короли и полководцы, вельможи и ученые, живописцы и меценаты. Серия этих портретов увидела свет в 1632 г. В 1645 г. издано собрание «Centum Icones». Иконография представляет собой замечательный документ той эпохи, имеющий высокую художественную ценность.
В 1632 г. Карл I приглашает ван Дейка ко двору, где назначает мастера главным художником, жалует ему титул дворянина и массивную цепь из золота. В 1634 г. художник вновь ненадолго посещает родину и создает замечательные портреты: кардинала Фердинанда, принца Савойско-Кариньянского и большой групповой портрет для ратуши.
К сожалению, эта картина сильно обгорела при пожаре в 1695 г. В музее можно увидеть только авторские наброски. Городская гильдия св. Луки признает ван Дейка наилучшим портретистом и избирает почетным деканом.
На следующий год мастер вернулся в Англию, где пробыл 15 лет. В Британии набирает популярность жанр портрета и каждое полотно художника становится значительным событием в обществе. Ему заказывают портреты: королевская семья и придворные, зажиточные горожане и именитые путешественники.
Настоящими шедеврами живописи стали портреты Карла I. Мастер написал монарха в трех ракурсах. Этот портрет создавался, чтобы отправить его в Италию для Л. Бернини, который делал бюст короля. Творение скульптора было доставлено во дворец и вызвало искренний восторг. Особенно бюст понравился королеве.
Ван Дейк создал не менее двух десятков портретов королевы. Однако для создания скульптуры он пишет еще три портрета. По какой-то причине, их не отправили по назначению. В 1635 г. мастер получает заказ на создание портрета принцев и принцесс. Это полотно послано в Турин и по сей день является образцом детского портрета.
В 1639 г. художник женился Мэри Рутвен. В 1641 г. в дружной семье у супругов появилась дочка Юстиниана. Но в декабре этого же года, 42-летний художник серьезно заболел и скоропостижно скончался.
Выдающимся художником создано почти 900 великолепных полотен. Ван Дейка по праву считают основателем британской школы портрета, традиции которой сохраняются уже несколько веков.